Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
№ 10 (2014)

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

25-32 134
Аннотация
В статье дана оценка развития инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа (ПФО) по ряду показателей в разрезе территорий, а также его изменение во времени (2010 и 2012 гг.). Представленная информация основана на официальных статистических данных Росстата и его территориальных органов. Для проведения анализа за основу взят аналитический доклад «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации», подготовленный экспертами НИУ ВШЭ. Опираясь на выбранную методологию и используя имеющиеся статистические данные, очерчен круг рассматриваемых показателей, сформированных в три группы, характеризующие экономические условия и кадровый потенциал, научный потенциал, а также инновационную деятельность регионов округа (в общей сложности - 26 показателей). В статье характеризуется занятость в высокотехнологичных отраслях экономики, а также результативность труда (доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в общем объеме выпуска продукции по региону). Анализ научно-технического потенциала регионов ПФО более подробно касается внутренних затрат на исследования и разработки, а также их доли в валовом региональном продукте, удельного веса персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых в экономике региона. Инновационную деятельность отражает прежде всего инновационная активность организаций, а также удельный вес предприятий, занимавшихся технологическими инновациями, в их общем числе. Используя всю совокупность показателей каждой из трех групп, рассчитан соответствующий индекс, определяющий положение региона по рассматриваемой совокупности критериев. В конечном итоге проанализированы сводные индексы инновационного развития территорий ПФО. Расчеты позволили на качественно новом уровне осуществить сравнение результатов инновационной политики рассматриваемого субъекта Российской Федерации и других регионов, а также оценить вклад территорий в развитие инновационной сферы ПФО и решение задачи по превращению округа в одного из российских лидеров инновационного технологического развития.
33-50 231
Аннотация
Авторами аргументируется актуальность темы рейтингования в образовании, которая стала весьма популярной для обсуждения в образовательном сообществе и среди работников органов управления образованием. Доказывается, что вызывающие доверие региональные рейтинги представляют собой своеобразный «бенчмаркинг», поскольку не только позволяют каждому региону увидеть свои достижения и просчеты, но и найти, ориентируясь на достижения соседей, пути преодоления текущих сложностей. Здесь особое значение имеет слово «доверие». Именно так можно оценить те характеристики региональных различий, которые представлены в статье. По мнению авторов, расчетные данные базируются на серьезной методологии, специально отобранных и имеющих содержательную интерпретацию показателях, которые можно сопоставлять в региональном разрезе, надежной информационной базе - данных федерального статистического наблюдения - результатах ежегодных федеральных статистических наблюдений за деятельностью дошкольных образовательных организаций, за потребительскими ценами и др. Сопоставление региональных систем дошкольного образования имеет самостоятельный интерес, поскольку именно в раннем детстве независимо от места проживания закладываются основы социализации ребенка и результаты его дальнейшего обучения. В статье приводится сравнительный анализ различных аспектов функционирования системы дошкольного образования в российских регионах на основе комплекса рейтинговых оценок за 2010 и 2012 гг. Объектом исследования выступают 83 региональные системы дошкольного образования.
50-56 52
Аннотация
Авторами проведен анализ материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости и сведений о численности официально зарегистрированных безработных в регионах Северного экономического района. Выявлены основные тенденции в динамике экономической активности населения, общие и отличительные черты рынка труда регионов. Впервые введены в аналитический оборот оценочные данные о занятости населения в неформальном секторе экономики и производстве продукции сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства в домашних хозяйствах.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В АНАЛИЗЕ

14-20 107
Аннотация
В работе рассматриваются проблемы применения статистических индикаторов в информационной поддержке принятия управленческих решений на муниципальном уровне. Сформирована система показателей оценки уровня развития муниципальных образований (МО). Рассмотрены методы расчета валового муниципального продукта (ВМП), предложены алгоритмы расчета экспресс-оценки ВМП. Выполнена классификация МО по уровню социально-экономического развития. Сделаны выводы и даны рекомендации. В качестве информационной базы исследования использованы данные государственной статистики по Республике Саха (Якутия).
20-24 60
Аннотация
Предложены методы выявления ошибок в числовой информации. Отмечено, что в больших массивах числовых данных невозможно визуально выделить источники данных, содержащих недостоверную информацию, определить, достоверность каких показателей сомнительна и требует перепроверки. Показано, что «сжатие» исходной информации путем вычисления корреляционных матриц, средних значений коэффициентов корреляции, коэффициентов асимметрии и вариации упрощает выявление ошибок в больших массивах числовых данных. При наличии статистически значимого уравнения регрессии проверку качества исходного и нового массивов числовой информации можно проводить путем сравнения прогнозируемых и фактических значений отклика в очередном массиве числовых данных с последующей проверкой достоверности наблюдений с максимальными значениями остатков.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

3-13 112
Аннотация
В статье рассматриваются основополагающие концепции и определения макроэкономических показателей экономического роста, предусмотренные в международных стандартах по макроэкономической статистике, и проблемы их применения в странах СНГ. В этой связи отмечается, что показатель динамики ВВП, являющийся наиболее важным для измерения темпов экономического роста, должен быть дополнен для целей анализа целым рядом показателей, характеризующих такие аспекты экономического развития, как инвестиции в основной капитал и источники их финансирования, затраты капитала и общая факторная производительность, показатели внешнеэкономических связей и ряд других. Автором исследуются проблемы применения положений СНС 2008, предусматривающих новую трактовку ряда экономических операций, влияющую на измерение экономического роста.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

57-67 57
Аннотация
В публикации аргументируется аналитическое значение показателей, отражающих развитие науки и образования в России. В частности, анализируются показатели численности выпускников высших учебных заведений по важнейшим группам специальностей, данные о которых рассматриваются под углом зрения современных потребностей современной экономики в целом и хозяйствующих субъектов - для замещения вакантных рабочих мест. Обращено внимание на то, что наиболее значительно увеличилась потребность в работниках обрабатывающих производств, транспорта и связи, а также в специалистах в области биологических, сельскохозяйственных, естественных и инженерных наук, здравоохранения. В статье приведены итоги обследования в рамках Программы международной оценки компетенций взрослых (Programme for International Assessment of Adult Competencies, PIAAC), в котором Россия впервые приняла участие. Обследованием было охвачено 25 краев и областей и 94 населенных пункта. Оценка компетенций взрослого населения проводилась по трем критериям - грамотности в области чтения (Literacy), математической грамотности (Numeracy), способности решения задач в технологически насыщенной среде (Problem solving in technology-rich environments - PSTRE). Авторами вскрываются слабые звенья в отечественной организации науки и образования, затрудняющие достижения мирового технологического уровня и обеспечения стабильного и долговременного экономического роста России.
68-74 129
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние статистического образования в России и в мире, причины такого положения и значение математической подготовки для статистического образования. Рассматриваются некоторые проблемы онлайн-образования, готовность учащихся и преподавателей к обучению современной статистике. Описаны основные особенности современных онлайн-курсов по статистике и результаты их освоения студентами, проблемы взаимодействия статистиков-«предметников» и статистиков-«исследователей». Указывается на общую недооценку роли статистики в современном мире как инструмента выявления скрытых закономерностей и зависимостей. Обсуждаются основные темы и итоги международной конференции по статистическому образованию, и современные проблемы в сфере статистического образования. Проанализировано распределение докладов конференции из разных стран и регионов мира. Описаны направления обсуждений по следующим основным темам: инновационное сотрудничество в статистическом образовании, статистическое образование на школьном уровне, образование и развитие персонала, преподающего статистику, статистическое образование на вузовском уровне, статистическое образование в различных областях и для различных применений, инновации и преобразования в преподавании теории вероятностей в рамках статистики, статистическая грамотность общества, исследования в статистическом образовании, технологии в статистическом образовании, сохранение сильных сторон и создание потенциала статистического образования. Подчеркивается значение овладения необходимыми математическими методами при обучении статистике как основным инструментарием, обеспечивающим возможность содержательного понимания и результативного использования методов статистики для решения современных задач обработки и анализа больших разнородных массивов данных. Сформулированы основные недостатки статистического образования в мире и в Российской Федерации.
75-84 76
Аннотация
В работе представлен сравнительный анализ тематических структур национальных массивов публикаций ученых России, США, Великобритании, Франции, Германии и Японии в изданиях, регистрируемых в системе Web of Science (WOS) в течение периода 2006-2010 гг. Обсуждается распределение национальных массивов публикаций по всем семи базам данных WOS. Определены вклады каждого национального массива в мировой поток публикаций, представленный в соответствующей базе. Показано, что ученые различных стран заметно отличаются друг от друга по публикационной активности в разных областях науки. Выявлены особенности использования учеными разных стран различных средств коммуникаций (оригинальные статьи, материалы конференций, монографии) в области естественных и общественных наук, рассчитаны количественные параметры, характеризующие публикационную активность ученых разных стран в гг. в изданиях, представленных в WOS. Обсуждается уровень востребованности публикаций ученых России в зависимости от импакт-фактора журнала, где представлена статья. Исследована зависимость уровня цитируемости публикаций ученых России от импакт-фактора журнала издания отдельно для двух массивов: физика, химия, науки о земле; биология и медицина. При этом показано, что востребованность публикаций в соавторстве с зарубежными учеными заметно выше, чем публикаций ученых России.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)