Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

К вопросу о совершенствовании статистического учета туристских поездок в условиях кризиса

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-2-67-79

Аннотация

В статье обосновывается актуальность рассматриваемых вопросов, обострившихся в связи с пандемией коронавируса, и приводится краткий обзор научно-практических источников, а также дается характеристика современных исследований, связанных как с традиционными методами статистического учета туристских поездок, так и с методами, основанными на использовании больших данных.
Рассмотрены действующая методология, а также другие, встречающиеся в различных исследовательских работах предложения о способах оценки въездных, выездных и внутренних поездок. Проанализирована эволюция подходов Росстата к учету количества въездных и выездных поездок, предложены определенные корректировки существующих методик, касающихся учета организованных и неорганизованных поездок. Приведены результаты расчетов, иллюстрирующие преобладание неорганизованного туризма при совершении въездных и выездных поездок. В целом сделан вывод о том, что наибольшую сложность вызывает проведение комплексного наблюдения за внутренними поездками. Показаны три возможных подхода к регистрации поездок, в том числе предложен вариант учета внутренних туристских поездок на основе наблюдения за пассажирскими перевозками, который согласуется с международными рекомендациями и существующей в нашей стране классификационной группировкой «Туризм». Кроме того, продемонстрирован альтернативный подход к учету внутренних региональных туристских поездок на основе официальных форм отчетности.
Реализация аргументированных в статье предложений, по мнению автора, будет способствовать повышению достоверности и объективности статистики туризма. Это в свою очередь создаст предпосылки для совершенствования мер поддержки туристского сектора экономики, особенно необходимой в кризисной экономической ситуации, спровоцированной коронавирусной пандемией.

Об авторе

А. О. Овчаров
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Овчаров Антон Олегович – д-р экон. наук, профессор кафедры  бухгалтерского учета

603950, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23



Список литературы

1. Beaman J.G., Huan T.-C., Beaman J.P. Tourism Surveys: Sample Size, Accuracy, Reliability, and Acceptable Error // Journal of Travel Research. 2004. Vol. 43. Iss. 1. P. 67–74. doi: https://doi.org/10.1177/0047287504265514.

2. De Cantis S. et al. Unobserved Tourism // Annals of Tourism Research. 2015. Vol. 50. P. 1–18. doi: https://doi.org/10.1016/j.annals.2014.10.002.

3. Guizzardi A., Bernini C. Measuring Underreporting in Accommodation Statistics: Evidence from Italy // Current Issues in Tourism. 2012. Vol. 15 Iss. 6. P. 597–602. doi: https://doi.org/10.1080/13683500.2012.667071.

4. Demunter C. Tourism Statistics: Early Adopters of Big Data? 2017 Edition. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 30 p. doi: https://doi.org/10.2785/202932.

5. Li J. et al. Big Data in Tourism Research: A Literature Review // Tourism Management. 2018. Vol. 68. P. 301–323. doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2018.03.009.

6. Quan Vu H., Law R., Li G. Breach of Traveller Privacy in Location-Based Social Media // Current Issues in Tourism. 2019. Vol. 22. Iss. 15. P. 1825–1840. doi: https://doi.org/10.1080/13683500.2018.1553151.

7. Shoval N., Ahas R. The Use of Tracking Technologies in Tourism Research: A Review of the First Decade // Tourism Geographies. 2016. Vol. 18. Iss. 5. P. 587–606. doi: https://doi.org/10.1080/14616688.2016.1214977.

8. Grinberger A.Y., Shoval N. Spatiotemporal Contingencies in Tourists’ Intradiurnal Mobility Patterns // Journal of Travel Research. 2019. Vol. 58. Iss. 3. P. 512–530. doi: https://doi.org/10.1177/0047287518757372.

9. Batista e Silva F. et al. Analysing Spatiotemporal Patterns of Tourism in Europe at High-Resolution with Conventional and Big Data Sources // Tourism Management. 2018. Vol. 68. P. 101–115. doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2018.02.020.

10. Saluveer E. et al. Methodological Framework for Producing National Tourism Statistics from Mobile Positioning Data // Annals of Tourism Research. 2020. Vol. 81. Article 102895. doi: https://doi.org/10.1016/j.annals.2020.102895.

11. Vanhoof M. et al. Exploring the Use of Mobile Phone Data for Domestic Tourism Trip Analysis // Netcom. Networks and Communications Studies. 2017. Vol. 31. Iss. 3/4. P. 335–372. doi: https://doi.org/10.4000/netcom.2742.

12. Silm S., Ahas R. The Seasonal Variability of Population in Estonian Municipalities // Environment and Planning A: Economy and Space. 2010. Vol. 42. Iss. 10. P. 2527–2546. doi: https://doi.org/10.1068/a43139.

13. Ahas R. et al. Evaluating Passive Mobile Positioning Data for Tourism Surveys: An Estonian Case Study // Tourism Management. 2008. Vol. 29. Iss. 3. P. 469–486. doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2007.05.014.

14. Dattilo B., Sabato M. Travelling SIM and Trips: An Approach to Make Mobile Phone Data Usable in Tourism Statistics. Proc. of Int. Biennial Sci. Conf. «New Techniques and Technologies for Statistics». Brussels: Eurostat, 2017.

15. Demunter C., Seynaeve G. Better Quality of Mobile Phone Data Based Statistics Through the Use of Signalling Information – The Case of Tourism Statistics. Proc. of Int. Biennial Sci. Conf. «New Techniques and Technologies for Statistics». Brussels: Eurostat, 2017.

16. Lestari T.K. et al. Indonesia’s Experience of Using Signaling Mobile Positioning Data for Official Tourism Statistics. 15th Global Forum on Tourism Statistics. Cusco, Peru. 28–30 November 2018.

17. Park S.Y., Pan B., Ahn J.B. Family Trip and Academic Achievement in Early Childhood // Annals of Tourism Research. 2020. Vol. 80. Article 102795. doi: https://doi.org/ 10.1016/j.annals.2019.102795.

18. Shen Ye et al. What Motivates Visitors to Participate in a Gamified Trip? A Player Typology Using Q Methodology // Tourism Management. 2020. Vol. 78. Article 104074. doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2019.104074.

19. Kim H.-R., Yi Ch., Jang Y. Relationships Among Overseas Travel, Domestic Travel, and Day Trips for Latent Tourists Using Longitudinal Data // Tourism Management. 2019. Vol. 72. P. 159–169. doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2018.11.018.

20. Lew A., McKercher B. Trip Destinations, Gateways and Itineraries: The Example of Hong Kong // Tourism Management. 2002. Vol. 23. Iss. 6. P. 609–621. doi: https://doi.org/10.1016/S0261-5177(02)00026-2.

21. Hahn J.-S. et al. Trip Making of Older Adults in Seoul: Differences in Effects of Personal and Household Characteristics by Age Group and Trip Purpose // Journal of Transport Geography. 2016. Vol. 57. P. 55-62. doi: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2016.09.010.

22. Chang G., Caneday L. Web-based GIS in Tourism Information Search: Perceptions, Tasks, and Trip Attributes // Tourism Management. 2011. Vol. 32. Iss. 6. P. 1435–1437. doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2011.01.006.

23. Garau-Vadell J.B., Gutierrez-Taño D., Diaz-Armas R. Economic Crisis and Residents’ Perception of the Impacts of Tourism in Mass Tourism Destinations // Journal of Destination Marketing & Management. 2018. Vol. 7. P. 68–75. doi: https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2016.08.008.

24. Eugenio-Martin J.L., Campos-Soria J.A. Economic Crisis and Tourism Expenditure Cutback Decision // Annals of Tourism Research. 2014. Vol. 44. P. 53–73. doi: https://doi.org/10.1016/j.annals.2013.08.013.

25. Paraskevas A., Altinay L. Signal Detection as the First Line of Defence in Tourism Crisis Management // Tourism Management. 2013. Vol. 34. P. 158–171. doi: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2012.04.007.

26. Беднова М.А., Ратникова Т.А. Эконометрический анализ спроса на въездной туризм в России // Прикладная эконометрика. 2011. Т. 21. № 1. С. 97–113.

27. Федорова Е.А., Черникова Л.И., Пастухова А.Э. Региональные рейтинги оценки уровня развития туризма // Пространственная экономика. 2020. Т. 16. № 1. С. 100–122. doi: https://doi.org/10.14530/se.2020.1.100-122.

28. Александрова А.Ю. География туристских потоков в Российской Федерации: статистика, тренды, проблемы // Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 1. С. 95–108.

29. Ячменева В.М., Фокина Н.А. Факторный анализ показателей развития туризма в дестинациях Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 3(64). С. 159–170. doi: https://doi.org/10.12737/20108.

30. Нуреев Р.М., Петраков П.К. Экономические санкции против России: ожидания и реальность // Мир новой экономики. 2016. № 3. С. 14–31.

31. Голубчиков С.Н., Хетагурова В.Ш., Брюханова Г.А. Экономический кризис как стимул развития рекреационно-туристского комплекса северного Подмосковья // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 41–47. doi: https://doi.org/10.12737/11394.

32. Леонидова Е.Г., Сидоров М.А. Структурные изменения экономики: поиск отраслевых драйверов роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 6. С. 166–181. doi: https://doi.org/10.15838/esc.2019.6.66.9.

33. Кислова Ю., Казунина А. Методика оценки туристских потоков на территорию города Москвы // Логистика. 2016. № 12(121). С. 18–29.

34. Юркевич М.В. Методы оценки внутренних туристских потоков в город Москву в 2012 г. // Российский экономический интернет-журнал. 2013. № 4. URL: https://readera.org/metody-ocenki-vnutrennegoturistskih-potokov-v-gorod-moskvu-v-2012-g-142110996 (дата обращения 16.06.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Овчаров А.О. К вопросу о совершенствовании статистического учета туристских поездок в условиях кризиса. Вопросы статистики. 2021;28(2):67-79. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-2-67-79

For citation:


Ovcharov A.O. On the Improvement of Statistical Accounting for Tourist Trips Amidst Crisis. Voprosy statistiki. 2021;28(2):67-79. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-2-67-79

Просмотров: 11856


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)