Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок


https://doi.org/10.34023/2313-6383-2014-0-10-33-50

Полный текст:


Аннотация

Авторами аргументируется актуальность темы рейтингования в образовании, которая стала весьма популярной для обсуждения в образовательном сообществе и среди работников органов управления образованием. Доказывается, что вызывающие доверие региональные рейтинги представляют собой своеобразный «бенчмаркинг», поскольку не только позволяют каждому региону увидеть свои достижения и просчеты, но и найти, ориентируясь на достижения соседей, пути преодоления текущих сложностей. Здесь особое значение имеет слово «доверие». Именно так можно оценить те характеристики региональных различий, которые представлены в статье. По мнению авторов, расчетные данные базируются на серьезной методологии, специально отобранных и имеющих содержательную интерпретацию показателях, которые можно сопоставлять в региональном разрезе, надежной информационной базе - данных федерального статистического наблюдения - результатах ежегодных федеральных статистических наблюдений за деятельностью дошкольных образовательных организаций, за потребительскими ценами и др. Сопоставление региональных систем дошкольного образования имеет самостоятельный интерес, поскольку именно в раннем детстве независимо от места проживания закладываются основы социализации ребенка и результаты его дальнейшего обучения. В статье приводится сравнительный анализ различных аспектов функционирования системы дошкольного образования в российских регионах на основе комплекса рейтинговых оценок за 2010 и 2012 гг. Объектом исследования выступают 83 региональные системы дошкольного образования.

Об авторах

Наталья Васильевна Ковалева
НИУ ВШЭ
Россия


Вера Ивановна Кузнецова
НИУ ВШЭ
Россия


Елена Георгиевна Нечаева
НИУ ВШЭ
Россия


Список литературы

1. Открытость образования: разные взгляды - общие ценности: в сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию образования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

2. В России растет спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений. URL: http://www.gks.ru/publish/prezent/analiz/obraz_usl.PDE

3. Савицкая Е.В. Детское дошкольное образование: экономический аспект // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Вып. 8 (16). М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

4. Рощина Я.М., Филиппова Т.Н. Учителя и воспитатели на рынке труда: частные и государственные школы и дошкольные образовательные учреждения в 2006-2011 гг. // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Вып. 6 (60). М.: НИУ ВШЭ, 2012.

5. Рощина Я.М., Филиппова Т.Н. Школьное и дошкольное образование: позиции семей учащихся государственных, муниципальных и частных учреждений в 2006-2011 гг. // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Вып. 9 (63). М.: НИУ ВШЭ, 2012.

6. Рощина Я.М. Стратегии родителей школьников и ДОУ в области образования детей в 2012 г. // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Вып. 6 (69). М.: НИУ ВШЭ, 2013.

7. Абанкина И.В., Савельева М.Б., Сигалов С.В. Мотивации, поведение и стратегии руководителей учреждений дошкольного образования // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Вып. 11 (74). М.: НИУ ВШЭ, 2013.

8. Кононова А.Е., Шугаль Н.Б. Совокупные затраты на образование в Российской Федерации // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Вып. 3 (77). М.: НИУ ВШЭ, 2014.

9. Кузнецова В.И. Дошкольное образование - статистическая оценка // Вопросы образования. 2011. № 4.

10. Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г. Информационно-аналитическая система рейтингования регионов по показателям развития образования: методология и результаты эксперимента. Часть 1 // Вопросы образования. 2008. № 1.

11. Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г. Информационно-аналитическая система рейтингования регионов по показателям развития образования: методология и результаты эксперимента. Часть 2, аналитическая // Вопросы образования. 2008. № 3.

12. Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г. Рейтингование регионов по показателям развития образования: задачи, методы, возможности, перспективы // Вопросы статистики. 2008. № 7.

13. Ковалева Н.В., Нечаева Е.Г. Международная конференция «Статистика новой экономики: измерение секторов экономики знаний в контексте развития» // Экономика образования. 2008. № 2.

14. Ковалева Н.В. Рейтинг - это индикатор, а не инструмент для административных действий // Экспертный канал «Открытая экономика». 17.04.2008.

15. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г., Озерова О.К. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования: продолжение эксперимента. Часть 1 // Вестник образования. 2007. № 2.

16. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г., Озерова О.К. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования: продолжение эксперимента. Часть 2 // Вестник образования. 2007. № 3.

17. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г., Озерова О.К. Результаты экспериментальных расчетов рейтингов субъектов Российской Федерации по показателям развития образования: 2004, 2005. Часть 3 // Вестник образования. 2007. № 4.

18. Ковалева Н.В., Кузнецова В.И. Формирование системы рейтингования регионов по показателям развития образования: высшее профессиональное образование // Высшее образование для XXI века: IV Международная научная конференция. Москва, 18-20 октября 2007 г.: доклады и материалы. Секция 3. Экономика высшего образования. Вып. 2. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.

19. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г., Озерова О.К. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования // Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2006. № 1.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Нечаева Е.Г. Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок. Вопросы статистики. 2014;(10):33-50. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2014-0-10-33-50

For citation: Kovaleva N., Kouznetsova V., Nechaeva E. Interregional comparisons in preschool education: system of ranking assessments. Voprosy statistiki. 2014;(10):33-50. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2014-0-10-33-50

Просмотров: 167

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)