ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ
В статье дается характеристика Приложения и развернутых дополнений к Системе природно-ресурсного и экономического учета (ПРД СПЭУ), являющейся развитием СНС 2008 применительно к природным ресурсам, природопользованию и охране окружающей природной среды (СНС-СПЭУ) Комментируются направления и методы анализа статистической информации, которая формируется в счетах СНС-СПЭУ.
Подробно рассматриваются и оцениваются предлагаемые в ПРД СПЭУ приемы обработки данных, характеризующих уровень рациональности природопользования, а также масштабы негативного воздействия на окружающую природную среду и ее охраны на базе различных модификаций показателей природоемкости и/или природоотдачи применительно к конкретным видам природопользования. Разобраны предложения по формированию счетов, отражающих деятельность по охране окружающей природной среды, а также по рационализации природопользования («управлению ресурсами»). Показаны способы формирования гибридных (комплексных, интегральных) таблиц «затраты-выпуск», сочетающих элементы традиционных таблиц межотраслевого баланса и инновационных компонентов статистики природопользования.
Акцентируется внимание на методологии исчисления и аналитических функциях показателей природоемкости и природоотдачи (ресурсоемкости и ресурсоотдачи, материалоемкости и материалоотдачи, энергоемкости и энергоотдачи и т. д.), а также в общем виде рассмотрены алгоритмы декаплинг-анализа и декомпозиционного анализа, принципиальные схемы макростатистического отражения операций в секторе товаров и услуг природоохранного/природосберегающего назначения с применением соответствующих счетов, а также сформулированы направления исследований на основе таблиц «затраты-выпуск» (таблиц межотраслевых балансов). Указанные международные рекомендации проанализированы под углом зрения возможности их реализации в российской статистической практике, целесообразности совершенствования отдельных форм отечественной статистической отчетности.
В заключение сформулированы краткие выводы и предложения по узловым проблемам, связанным с освоением и возможным использованием некоторых положений ПРД СПЭУ в отечественном управлении природно-ресурсным комплексом, в организации охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В настоящее время широко дискутируется вопрос о дальнейшей интерпретации показателя валового внутреннего продукта (ВВП) в качестве главного индикатора экономического развития и необходимости рассмотрения ряда других показателей, дополняющих ВВП и уточняющих его функциональные возможности. Как свидетельствует опыт аналитических исследований социально-экономического развития страны, применяемые в настоящее время некоторые традиционные макроэкономические показатели отражают устойчивое развитие в целом с акцентом на тех или иных его аспектах. Однако они не в состоянии комплексно охарактеризовать сложившуюся ситуацию устойчивого развития в условиях глобализации, тем более с точки зрения ее эффективного регулирования. Здесь для решения вопроса более приемлем воспроизводственный подход.
В качестве альтернативного критерия, отражающего социальный прогресс, можно предложить темп роста ВВП в сопоставимых ценах за вычетом добавленной стоимости в части холостого оборота экономики, представляющего собой разницу между фактическим объемом эксплуатируемых материальных ресурсов и минимальной ресурсоемкостью продукции конечного потребления. Данный показатель можно назвать темпом роста эффективного ВВП. Представляется возможным включение темпа роста эффективного ВВП на душу населения в целевую группу показателей в области устойчивого развития на период до 2030 года, с отнесением его к «серой» категории. Его можно также применять в дополнение к ВВП или включить в группу других показателей для измерения прогресса в обеспечении устойчивого развития.
В связи с региональной спецификой аридной зоны с орошаемым земледелием для решения задачи адекватной статистической оценки эффективности водопользования во всех секторах было бы целесообразным использовать показатель капитальных и текущих расходов на мелиорацию в расчете на единицу площади орошаемых земель, включая затраты на внедрение и эксплуатацию водосберегающих технологий полива.
В статье приведены результаты исследования проблемы дифференциации заработной платы в России, осуществленного на основе данных о заработной плате по категориям персонала и профессиональным группам работников, полученных Росстатом в ходе выборочного обследования организаций в октябре 2011 и 2013 гг.
Сравнивается степень дифференциации заработной платы работников в России с другими странами мира. Проводится анализ дифференциации заработной платы в отдельных регионах и профессионально-должностных группах работников с целью определения вклада региональных и профессиональных различий в общий уровень дифференциации. Выявляются регионы с наибольшими и наименьшими показателями внутрирегиональной дифференциации заработной платы, а также профессиональные группы с наиболее высокими и самыми низкими показателями внутригрупповой зарплатной дифференциации.
При помощи декомпозиции энтропийных индексов определяется влияние как различных социально-демографических факторов, так и отдельных характеристик рабочих мест работников на различия в оплате труда. Показано, что различия в оплате труда работников в рамках их профессиональной группы на локальном рынке труда на 30-50% ниже общего уровня дифференциации заработной платы в целом по России. В то же время такие факторы, как возраст, пол, тип собственности предприятия, влияют на дифференциацию заработной платы относительно меньше. Более значимыми факторами являются: вид экономической деятельности предприятия, образование и классификационная группа занятости работника. Авторы статьи подчеркивают, что все перечисленнные факторы позволяют лучше объяснить дифференциацию в нижней части ряда распределения заработной платы работников, тогда как в верхней части их влияние не столь значительно.
В заключение предлагаются решения, позволяющие снизить дифференциацию в оплате труда в России.
МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
В статье описан метод верификации статистической модели, которая, во-первых, представлена временными рядами исходных данных и, во-вторых, является линейной по оцениваемым параметрам. Опыт статистических расчетов на основе реальных эмпирических данных свидетельствует о том, что наиболее известные и традиционно применяемые в практике эконометрического моделирования математико-статистические методы (метод наименьших квадратов, метод максимального правдоподобия и близкие к ним методы) очень часто не позволяют обеспечить успешную верификацию теоретически требуемых форм эконометрических моделей. Разработанный метод, называемый альтернативным методом линейной регрессии (АМЛР), обеспечивает учет априорных ограничений абсолютных значений и знаков параметров идентифицируемой модели. В основе АМЛР лежит концепция наилучшего линейного индекса, известная в теории статистики с конца 1950-х годов. В математическом отношении АМЛР основывается на методе главных компонент. Проанализированы условия применения АМЛР в эконометрическом моделировании и методы преобразования исходной статистической информации, обеспечивающие корректность применения разработанной процедуры оценивания.
Специальной проблемой предложенного метода является определение уровня точности аппроксимации зависимой переменной модели. В связи с этим для оценки уровня точности статистической модели, верифицируемой при помощи АМЛР, разработан оригинальный метод декомпозиции временного ряда на регулярную и стохастическую компоненты. Проанализированы свойства предлагаемого метода декомпозиции и дана числовая иллюстрация его применения в эконометрических расчетах.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Авторы характеризуют современное состояние российской системы образования, демонстрируют возможности отечественной статистики в исследовании указанного сегмента национальной экономики, делают предложения по совершенствованию отечественного статистического наблюдения в образовательной сфере.
Прокомментированы современные задачи образования и основные принципы функционирования его как системы, вытекающие из международных и внутренних правовых документов. Рассмотрены базовые принципы современной статистики образования. В статье сделан акцент на анализе международных стандартов, имеющих прямое отношение к организации национальной системы образования, оценки качества образования. Дано резюме по результатам проведенного исследования по оценке компетенции взрослого населения.
Отдельно проанализированы вопросы учета ресурсов образовательной деятельности в соответствии с положениями СНС 2008 и кадрового обеспечения российской экономики. Сформулированы выводы, связанные с принимаемыми мерами по доступности качественного образования для всех слоев населения и обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах, развития науки.
ISSN 2658-5499 (Online)