РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СТАТИСТИКЕ
Аннотация
Авторы характеризуют современное состояние российской системы образования, демонстрируют возможности отечественной статистики в исследовании указанного сегмента национальной экономики, делают предложения по совершенствованию отечественного статистического наблюдения в образовательной сфере.
Прокомментированы современные задачи образования и основные принципы функционирования его как системы, вытекающие из международных и внутренних правовых документов. Рассмотрены базовые принципы современной статистики образования. В статье сделан акцент на анализе международных стандартов, имеющих прямое отношение к организации национальной системы образования, оценки качества образования. Дано резюме по результатам проведенного исследования по оценке компетенции взрослого населения.
Отдельно проанализированы вопросы учета ресурсов образовательной деятельности в соответствии с положениями СНС 2008 и кадрового обеспечения российской экономики. Сформулированы выводы, связанные с принимаемыми мерами по доступности качественного образования для всех слоев населения и обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах, развития науки.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Э. МинделиРоссия
член-корр. РАН, д-р экон. наук, профессор, научный руководитель,
г. Москва
Наталья Ивановна Пашинцева
Россия
советник директора по вопросам организации и финансирования науки,
г. Москва
Список литературы
1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. URL: http://www.conventions.ru
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утв. резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
3. Доклад Комиссии по оценке экономических результатов и социального прогресса // Вопросы статистики. 2010. № 11. С. 12-21 и № 12. С. 13-46; 2011. № 2. С. 3-41 и № 3. С. 3-23.
4. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации «Устойчивое развитие: вызовы Рио» (21 мая 2013 г., Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации). URL: http://www.undp.ru/index.php?iso= RU&lid= 2&cmd=publications1&id=49
5. Милкус А. Великие россияне, чьи открытия и изобретения повлияли на весь мир. М.: Издательский дом «Комсомольская правда», 2015. 151 с.
6. Миндели Л.Э., Чистякова В.Е. Интеллектуальные ресурсы российской науки. М.: ИПРАН РАН, 2016. 148 с. ISBN 978-5-91294-088-0.
7. Петер ван де Вен (Peter van de Ven), Руководитель отдела национальных счетов Статистического директората ОЭСР, статья «Внедрение СНС 2008 и основные вызовы будущего развития национальных счетов», подготовлена для 33-й Генеральной конференции Международной ассоциации по изучению дохода и богатства. Роттердам, 24-30 августа 2014 г. URL: http://www.oecd.org/
8. Система национальных счетов 1993 г. / ООН, 1998.
9. Система национальных счетов 2008 г., подготовлена Комиссией Европейских сообществ, Международным валютным фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Организацией Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2009. ISBN 978-92-1-161522-7.
10. Статистика: Учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук А.Е. Суринова. М.: Изд-во РАГС, 2005. 656 с.
11. Хартия Земли - Международная декларация основополагающих принципов и ценностей для создания справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Рецензия
Для цитирования:
Миндели Л.Э., Пашинцева Н.И. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СТАТИСТИКЕ. Вопросы статистики. 2016;(11):67-84.
For citation:
Mindeli L.E., Pashinceva N.I. RUSSIAN EDUCATION SYSTEM AND HOW IT IS REFLECTED IN STATISTICS. Voprosy statistiki. 2016;(11):67-84. (In Russ.)