Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
№ 6 (2015)

ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

53-65 103
Аннотация
Стратегические ориентиры государственной политики, обозначенные в различных программах развития, четко выделяют малый бизнес как инструмент тонкой настройки конкурентоспособности экономических агентов на внутреннем и внешнем рынках, а также как один из главных источников экономического роста в ближайшей перспективе. В настоящей статье представлено исследование делового климата в малых организациях реального сектора экономики России посредством краткосрочных индикаторов. Информационной базой работы выступили результаты пилотного обследования деловой активности около 3 тыс. субъектов малого предпринимательства из 30 регионов Российской Федерации в сфере промышленности, строительства и розничной торговли, проведенного в октябре 2014 г. АНО ИИЦ «Статистика России». Российская статистическая практика изучения малого бизнеса в настоящее время отличается преимущественно количественными методами оценки. Большую долю экспертной деятельности занимают маркетинговые и социологические подходы изучения предпринимательства. В то же время применение информационного обеспечения, базирующегося на неколичественных статистических данных, способно существенно расширить и повысить значимость аналитических возможностей оперативного экономического мониторинга отраслевых процессов. Комплексное изучение финансово-экономической ситуации в указанных отраслях восполняет существующий информационный пробел исследований, основанных на конъюнктурных опросах.
66-74 81
Аннотация
Рассмотрены итоги анализа основных показателей деятельности индивидуальных предпринимателей по результатам сплошного наблюдения, позволяющие определить развитие данной категории хозяйствующих субъектов на муниципальном уровне. Обоснована проблема систематической актуализации информации о рассматриваемом секторе экономики в разрезе городов и районов республики. Для получения информации о числе занятых в предпринимательском секторе (в разрезе муниципальных образований), наряду со сплошным наблюдением, использовано специальное выборочное наблюдение, позволившее учесть и ту часть населения, которая вовлечена в малый бизнес предпринимателями в качестве наемных работников, партнеров и помогающих членов семей. На взгляд автора, предлагаемые пути совершенствования статистического наблюдения (проводимого с акцентом на муниципальные территории) дают возможность получить более точную оценку сложившейся социально-экономической ситуации в каждом регионе, своевременно осуществлять прогнозные расчеты (не дожидаясь итогов сплошных обследований субъектов малого предпринимательства).

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

4-11 3168
Аннотация
После общей оценки степени соответствия российской системы национального счетоводства международным стандартам СНС автором рассмотрены вопросы современного состояния работ по составлению СНС в Российской Федерации, направлений развития российской СНС, системы классификаций, используемых в ней, внедрения в отечественную практику положений СНС 2008, пересмотра рядов макроэкономических показателей. Кроме того, перечислены нормативно-правовые документы и планы, необходимые для составления СНС. Отмечается, что ежегодно разрабатываются следующие основные счета СНС: счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода и счет операций с капиталом. Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в разрезе видов экономической деятельности и публикуются на уровне подразделов ОКВЭД. Из счетов, рекомендованных для построения в СНС, пока не составляются на регулярной основе: финансовый счет, счет других изменений в активах и пассивах, счет переоценки, баланс активов и пассивов. К задачам по дальнейшему совершенствованию отечественного национального счетоводства автором отнесены: завершение внедрения в практику составления национальных счетов - СНС 1993 (разработка финансового счета, составление баланса активов и пассивов, оценка стоимости услуг проживания в собственном жилище в соответствии с международными рекомендациями, внедрение квартальных счетов и регулярное составление таблиц «затраты-выпуск»). Отдельно рассмотрены вопросы развития системы отечественных классификаций, применяемых в СНС, первоочередности внедрения принципиально новых положений СНС 2008 в отечественное национальное счетоводство, а также рассказано о планах пересмотра ретроспективных динамических рядов по важнейшим макроэкономическим показателям.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАТИСТИКА

75-84 60
Аннотация
Руководство по осуществлению капитализации научных исследований и разработок в Европе было выпущено в форме справочника для государств - членов Европейского тоюза (Евростат, 2014). При его подготовке возникали вопросы, касающиеся как самой концепции, так и статистического измерения. Настоящая статья также посвящена указанным вопросам и тому, как они решаются в Руководстве. Кроме того, в статье анализируются основные рекомендации, сформулированные в Справочнике по расчету показателей капитализации продуктов интеллектуальной собственности (ОЭСР, 2010), и замечания к ним в контексте подготовки Руководства Евростата. И наконец, в статье обсуждается представленная в СНС 2008 модель создания и использования нематериальных активов научных исследований и разработок, а также предлагается альтернативная модель, в результате применения которой уровень ВВП не увеличивается по сравнению с предыдущими стандартами. Содержание данной статьи, основанной на широком использовании Руководства Евростата, отражает взгляды автора и ни в коем случае не представляет официальную точку зрения Евростата.

МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА

12-25 78
Аннотация
В статье дается анализ популярных методов коррекции выборочного распределения душевых доходов населения и описывается методика оценки параметров логнормального распределения денежных доходов, учитывающая неравномерное представительство респондентов с разным уровнем доходов, в доходных децилях, которое зависит от дизайна выборки и доли отказов респондентов от участия в опросе. Ключевая идея работы состоит в выборе критерия для оценки параметров теоретического распределения, основанного не на сравнении групповых частот, а на сравнении границ и средних значений в теоретических децилях выборочных и искомых распределений. Средние значения в интервалах доходов, при достаточном количестве наблюдений, значительно меньше зависят от частоты представительности респондентов в интервалах. Это особенно важно, когда частотные характеристики выборки существенно отличаются от аналогичных показателей генеральной совокупности. Рассмотрены два критерия оптимального выбора параметров логнормального распределения. Первый близок по методике, используемой в российской статистике, но при этом не требуется предварительная информация о том, какую часть составляет бедное население. Параметры оцениваются исходя из условия выполнения равенства среднего генерального дохода и совпадения выборочных и теоретических границ первого децильного интервала. Во втором случае минимизируется сумма отклонений выборочных и теоретических средних, рассчитанных в теоретических децилях. Оба критерия построены без учета гипотезы о возрастании вероятности отказов населения от участия в опросе в связи с ростом дохода домохозяйства, что позволяет сделать оценки представительности генеральных данных в выборочной совокупности. Результаты конкретных расчетов показывают наибольшее представительство в средней части распределения и недостаточность наблюдений на концах, то есть и в группе бедных домохозяйств.
26-35 95
Аннотация
С задачами обновления, балансировки, дезагрегации таблиц «затраты-выпуск» сталкиваются как исследователи в сфере экономики и статистики (например, для калибровки вычислимых моделей общего равновесия), так и статистические службы (при построении таблиц). В отличие от известных популярных методов (RAS, минимизации перекрестной энтропии и их аналогов) в предлагаемом подходе вместо точечных оценок коэффициентов прямых затрат оценивается их совместное вероятностное распределение. Для этого строится вероятностная модель совместного распределения ячеек, являющаяся функцией правдоподобия новой наблюдаемой информации (например, выпуск, добавленная стоимость, промежуточный спрос), которая с помощью формулы Байеса объединяется с априорной информацией о ячейках (например, известных таблиц предыдущих лет). Получаемая в итоге апостериорная совместная плотность вероятности оценивается методами сэмплирования Монте-Карло по схеме цепи Маркова. Характеристики апостериорного распределения определяются набором (выборкой) искомых таблиц из этого распределения. При этом каждая из полученных таблиц не противоречит имеющимся данным, ограничениям и не слишком далека от априорно заданной таблицы или любой другой информации о ячейках. В отличие от точечных оценок стохастические таблицы напрямую инкорпорируют информацию о неопределенности каждого оцененного коэффициента прямых затрат таблиц «затраты-выпуск», учитывая существующие между ними взаимосвязи. Предлагаемая методика может использоваться для экстраполяции, интерполяции, дезагрегации и балансировки таблиц «затраты-выпуск» и более широко - матриц социальных счетов. С целью апробации метода проводится экспериментальная оценка таблиц «затраты-выпуск» российской экономики за 2003 г. на основе таблиц 1998-2002 гг. Экспериментальное применение метода Байеса на реальных данных продемонстрировало адекватность и вычислительную доступность предлагаемой методики.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА

36-45 131
Аннотация
Излагается сущность кризисного состояния неоклассической теории потребительского спроса и вариант выхода из кризиса, основанный на концепции статистического «ансамбля» потребителей как исходного объекта теории агрегированного рыночного спроса. Рыночный спрос описывается моделью максимизации полезности, разработанной в рамках неоклассической парадигмы для потребителя-индивида. В качестве метода проверки адекватности такой модели коллективного спроса используется непараметрический метод анализа соответствия модели торговой статистике. Представлены аналитические индексы спроса и их варианты - инвариантные и квазиинвариантные индексы. Применение непараметрического метода базируется на реальных данных о спросе на продукты питания в Российской Федерации; при этом строятся квазиинвариантные индексы спроса.
46-52 161
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы статистического анализа потребительских предпочтений в электронной коммерции (на примере гостиничной отрасли). Автором проведен множественный регрессионный анализ для оценки влияния различных факторов на потребительский выбор и интернет-продажи в данной отрасли. С использованием ценностно-ориентированного маркетингового подхода в статье предложен метод расчета индекса воспринимаемой потребительской ценности (карты ценности) в электронной коммерции. Массив используемых в статье для статистического анализа данных составляет около 1,5 млн наблюдений (отзывов потребителей о качестве услуг отелей в 13 популярных туристических городах мира из рейтинга агентства Euromonitor International). Наиболее важным результатом статистического исследования потребительских предпочтений в электронной коммерции (на примере гостиничного рынка) представляется подтверждение гипотезы о том, что доступность оценок других покупателей с помощью информационных технологий позволяет потребителям более точно прогнозировать для себя ценность данных услуг, чем ориентируясь на другие сигналы качества, такие, как количество звезд и бренд (принадлежность к сети). Таким образом, бронирование гостиниц через онлайн-системы будет вести к большему удовлетворению потребителя, чем с использованием других каналов сбыта гостиничных услуг.

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ



ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)