Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Цифровая эпоха: новые компетенции и профессии, определяющие устойчивое развитие в условиях Промышленной революции 4.0

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-31-44

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемам подготовки статистиков нового поколения, обладающих ключевыми компетенциями 21 века, необходимыми для жизни, работы и творчества в цифровом обществе в условиях ПР 4.0. Наряду с экономической целесообразностью, привлекательностью повышения качества жизни и новыми возможностями раскрытия творческого потенциала человека ПР 4.0 таит в себе риски дестабилизации мировой социально-экономической системы, одновременно формируя новый культурно-исторический контекст развития человечества, когда сеть становится средой обитания человека, а цифровые технологии проникают во все сферы его деятельности, что требует развития «цифровых» навыков, которые никогда еще не были столь важными как сегодня. Обобщение результатов проектов по развитию цифровых навыков позволило статистическому институту ЮНЕСКО разработать «Глобальную рамку измерения цифровой грамотности», являющуюся основой для создания национальных рамок цифровой грамотности населения и моделей цифровых компетенций для различных профессий. В статье обосновывается важность цифровых компетенций и целесообразность разработки единых требований к цифровой грамотности в государствах – членах ЕАЭС и формирования системы ее развития с единым научно-образовательным и методологическим центром, который одновременно станет ядром новой экосистемы непрерывного статистического обучения, призванной исправить ситуацию, когда на рынке труда найти специалиста по статистике, обладающего необходимыми компетенциями, практически невозможно. Одной из причин этого является несоответствие существующей системы статистического образования требованиям времени, что требует реализации новых подходов к организации систем непрерывного образования. Однако цифровая повестка предполагает не только развитие цифровых компетенций, включая статистическую грамотность, но и появление новых «цифровых» профессий, к которым может быть отнесена и профессия статистика в случае наполнения ее компетенциями, перечень которых приводится в статье. Это позволит занять статистике достойное место среди профессий, определяющих устойчивое развитие в цифровую эпоху.

Об авторе

А. В. Хорошилов
Федеральная служба государственной статистики
Россия

Хорошилов Александр Владиевич – кандидат экономических наук, профессор, ведущий эксперт отдела организационного развития Административного управления

107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1



Список литературы

1. Mayer-Schönberger V., Cukier K. Big Data. A Revolution That Will Transform How We Live, Work, and Think. Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 2013. 242 pp.

2. Введение в «Цифровую» экономику. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая)/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.

3. Atchoarena D. et al. Working Group on Education: Digital Skills for Life and Work // Broadband Commission for Sustainable Development, 2017. P. 124. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000259013.

4. UNESCO. ICT Competency Framework for Teachers, Version 3. Paris, France: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization; 2018. 68 p.

5. Carretero Gomez S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2017. URL: doi:10.2760/38842.

6. Lankshear C., Knobel M. Digital Literacies: Concepts, Policies and Practices (Cover plus Introduction). New York: Peter Lang Publishing Inc.; 2008. URL: https://www.researchgate.net/publication/291334632_Digital_Literacies_Concepts_Policies_and_Practices_Cover_plus_Introduction.

7. Voogt J., Pareja Roblin N. A Comparative Analysis of International Frameworks for 21st Century Competences: Implications for National Curriculum Policies. Journal of Curriculum Studies. 2012. Vol. 44. Iss. 3. P. 299–321. URL: doi: 10.1080/00220272.2012.668938.

8. Гилеева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. Том 2, № 28 (2019). URL: doi: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35.

9. Wallman K.K. Enhancing statistical literacy: Enriching our society. Journal of the American Statistical Association.1993. 88 (421): 1–8. URL: doi:10.1080/01621459.1993.10594283.

10. Schield M. Information Literacy, Statistical Literacy and Data Literacy. June 2004. IASSIST quarterly / International Association for Social Science Information Service and Technology, 28(2): 7–14. URL: doi: 10.29173/iq790.

11. Media and Information Literacy for Knowledge Societies. – Moscow: Interregional Library Cooperation Centre, 2013. – 432 p.

12. Davenport T.H., Patil D.J. Data Scientist: The Sexiest Job of the 21st Century. Harvard Business Review. Vol. 90. No. 10 (October 2012): 70–76.

13. Manyika J. et al. Big Data: the Next Frontier for Innovation, Competition, and Productivity. McKinsey Global Institute, May 1, 2011. Report. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/big-data-the-next-frontier-for-innovation.

14. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. Шклярук М.С., Гаркуши Н.С. — М.: РАНХиГС, 2020. 84 c.


Для цитирования:


Хорошилов А.В. Цифровая эпоха: новые компетенции и профессии, определяющие устойчивое развитие в условиях Промышленной революции 4.0. Вопросы статистики. 2021;28(3):31-44. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-31-44

For citation:


Khoroshilov A.V. Digital Age: New Competencies and Occupations that Define a Sustainable Development Amidst the Industrial Revolution 4.0. Voprosy statistiki. 2021;28(3):31-44. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-31-44

Просмотров: 66


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)