К проблеме построения аналитических индексов рыночного спроса: вариативный подход
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-3-65-80
Аннотация
Статья посвящена проблеме построения экономических (аналитических) индексов, учитывающих при оценке социально-экономической динамики потребительские предпочтения, в рамках холистической теории рыночного спроса, разработанной в последние годы. На основе этой теории экономические индексы, представленные в мировой литературе в рамках теории индивидуального спроса и характеризующие спрос домашних хозяйств, приобретают практическую ценность.
Во введении содержится краткий обзор основных проблем современной индексологии и реализации экономического подхода, восходящего к классической работе, опубликованной в 1924 г. советским экономистом-математиком и статистиком А.А. Конюсом. Излагаются свойства наиболее известных «формульных» индексов Ласпейреса, Пааше и Фишера относительно выполнения тестов-критериев Фишера. Эти индексы играют важную роль в предлагаемых авторами методах построения аналитических индексов, которые определяются через функцию потребительских расходов. Последняя определяется функцией полезности, рационализирующей торговую статистику. Рационализирующая функция полезности строится неоднозначно, и соответствующая задача должна уточняться. Предлагаются методы ее решения, разработанные в рамках непараметрического анализа спроса Африата-Вэриана. Ядром этого анализа является система линейных неравенств Африата, определяющих значения функции полезности и предельной полезности на статистическом спросе. Эта система может быть несовместной и неустойчивой относительно вариаций приближенной статистики спроса. В случае совместности неравенства имеют множества решений, и выбор различных решений неравенств определяет различные значения аналитических индексов. Авторы предлагают три типа задач устойчивого решения систем неравенств Африата, которые определяют индексы с характеристиками «оптимизм» (низкие индексы цен и высокие индексы количества потребления), «пессимизм» (наоборот) и «объективность».
Таким образом, для повышения объективности индексов потребительского спроса предлагается теоретически обоснованный инструментарий методы вычисления аналитических индексов рыночного спроса, учитывающих, в отличие от формульных индексов, потребительские предпочтения.
Ключевые слова
Об авторах
В. К. ГорбуновРоссия
Горбунов Владимир Константинович – доктор физико-математических наук, профессор, кафедра цифровой экономики
432970, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42.
Л. А. Козлова
Россия
Козлова Любовь Александровна – кандидат технических наук, доцент кафедры цифровой экономики
432970, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42.
А. Г. Львов
Россия
Львов Александр Геннадьевич – кандидат экономических наук, ведущий специалист, ООО «Авиакомпания ЭйрБриджКарго»
141411, г. Москва, Международное шоссе, 28Б
Список литературы
1. Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика. Вашингтон: МВФ, 2007.
2. Кёвеш П. Теория индексов и практика экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1990.
3. Diewert W.E. Irving Fisher and Index Number Theory // Journal of the History of Economic Thought. 2013. Vol. 35. No. 2. P. 199-232. doi: https://doi.org/10.1017/S1053837213000072.
4. Diewert W.E. The Consumer Price Index and Index Number Purpose // Journal of Economic and Social Measurement. 2001. Vol. 27. No. 3-4. P. 167-248.
5. Afriat S. The Index Number Problem. Construction Theorems. Oxford: Oxford University Press, 2014. 220 p. (Mathematical Review: MR3185418 of Gorbunov V.)
6. Конюс А.А. Проблема истинного индекса стоимости жизни // Экономический бюллетень Конъюнктурного института. 1924. № 9-10. С. 64-71.
7. Samuelson P.A., Swamy S. Invariant Economic Index Numbers and Canonical Duality: Survey and Synthesis // The American Economic Review. 1974. Vol. 64. No. 4. P. 566-593.
8. Triplett J.E. Should the Cost-of-Living Index Provide the Conceptual Framework for a Consumer Price Index? // The Economic Journal. 2001. Vol. 111. No. 472 (June). P. F311-F334.
9. Breuer C.C., Lippe P. Problems of Operationalizing the Concept of a Cost-of-Living Index. MPRA Paper No. 32902. University Library of Munich, Germany, 2011.
10. Зоркальцев В.И. Индексы цен и инфляционные процессы. Новосибирск: Наука, 1996.
11. Mas-Colell A., Whinston M., Green J. Microeconomic Theory. New York: Oxford University Press, 1995.
12. Deaton A., Muellbauer J. An Almost Ideal Demand System // The American Economic Review. 1980. Vol. 70. No. 3. P. 312-326.
13. Иванов Ю.Н. Новые международные стандарты по статистике цен и практика стран СНГ // Экономический журнал ВШЭ. 2007. Т. 11. № 3. С. 364-380.
14. Иванов Ю.Н. К дискуссии о точности показателей макроэкономической статистики // Вопросы статистики. 2017. Т. 24. № 9. С. 11-18.
15. Иванов Ю.Н. О некоторых базовых положениях теории индексов цен // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 7. С. 23-30.
16. Горбунов В.К. Математическая модель потребительского спроса: теория и прикладной потенциал. М.: Экономика, 2004.
17. Горбунов В.К. Потребительский спрос: аналитическая теория и приложения. Ульяновск: УлГУ, 2015. URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_1945611.
18. Козлова Л.А. Алгоритмы и программы построения инвариантных и квазиинвариантных индексов потребительского спроса: дисс. ... канд. техн. наук (05.13.18). Ульяновск: УлГУ, 2010.
19. Горбунов В.К., Козлова Л.А. Моделирование рыночного потребительского спроса и аналитические индексы // Вопросы статистики. 2015. № 6. С. 36-45.
20. Горбунов В.К., Львов А.Г. Обратная задача теории рыночного спроса и аналитические индексы спроса // Журнал СВМО. 2019. Т. 25. № 1. С. 89-110.
21. Afriat S.N. The Construction of Utility Functions from Expenditure Data // International Economic Review. 1967. Vol. 8. No. 1. P. 67-77.
22. Varian H. The Nonparametric Approach to Demand Analysis // Econometrica. 1982. Vol. 50. No. 4. P. 945-973.
23. Varian H. Non-Parametric Tests of Consumer Behaviour // The Review of Economic Studies. 1983. Vol. 50. No. 1. P. 99-110.
24. Afriat S.N. The Theory of International Comparisons of Real Income and Prices // D.J. Daly (ed.). International Comparisons of Prices and Output. New York: NBER, 1972. Ch. 1. P. 13-84.
25. Hands D.W. The Individual and the Market: Paul Samuelson on (homothetic) Santa Claus economics // The European Journal of the History of Economic Thought. 2014. Vol. 23. Iss. 3. P. 425-452.
26. Поспелова Л.Я., Шананин А.А. Показатели нерациональности потребительского поведения и обобщенный непараметрический метод // Математическое моделирование. 1998. Т. 10. № 4. С. 105-116.
27. Кондраков И.А., Поспелова Л.Я., Шананин А.А. Обобщенный непараметрический метод. Применение к анализу товарных рынков // Труды МФТИ. 2010. Т. 2. № 3. С. 32-45.
28. Diewert W.E. Afriat and Revealed Preference Theory // Review of Economic Studies. 1973. Vol. 40. Iss. 3. P. 419-425. doi: https://doi.org/10.2307/2296461.
29. Fleissig A., G. Whitney. Testing for the Significance of Violations of Afriat’s Inequalities // Journal of Business and Economic Statistics. 2005. Vol. 23. No. 3. P. 355-362.
30. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Горбунов В.К., Козлова Л.А., Львов А.Г. К проблеме построения аналитических индексов рыночного спроса: вариативный подход. Вопросы статистики. 2020;27(3):65-80. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-3-65-80
For citation:
Gorbunov V.K., Kozlova L.A., Lvov A.G. To the Problem of Constructing Analytical Indexes of Market Demand: A Variative Approach. Voprosy statistiki. 2020;27(3):65-80. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-3-65-80