Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

К проблеме построения аналитических индексов рыночного спроса: вариативный подход

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-3-65-80

Аннотация

Статья посвящена проблеме построения экономических (аналитических) индексов, учитывающих при оценке социально-экономической динамики потребительские предпочтения, в рамках холистической теории рыночного спроса, разработанной в последние годы. На основе этой теории экономические индексы, представленные в мировой литературе в рамках теории индивидуального спроса и характеризующие спрос домашних хозяйств, приобретают практическую ценность.

Во введении содержится краткий обзор основных проблем современной индексологии и реализации экономического подхода, восходящего к классической работе, опубликованной в 1924 г. советским экономистом-математиком и статистиком А.А. Конюсом. Излагаются свойства наиболее известных «формульных» индексов Ласпейреса, Пааше и Фишера относительно выполнения тестов-критериев Фишера. Эти индексы играют важную роль в предлагаемых авторами методах построения аналитических индексов, которые определяются через функцию потребительских расходов. Последняя определяется функцией полезности, рационализирующей торговую статистику. Рационализирующая функция полезности строится неоднозначно, и соответствующая задача должна уточняться. Предлагаются методы ее решения, разработанные в рамках непараметрического анализа спроса Африата-Вэриана. Ядром этого анализа является система линейных неравенств Африата, определяющих значения функции полезности и предельной полезности на статистическом спросе. Эта система может быть несовместной и неустойчивой относительно вариаций приближенной статистики спроса. В случае совместности неравенства имеют множества решений, и выбор различных решений неравенств определяет различные значения аналитических индексов. Авторы предлагают три типа задач устойчивого решения систем неравенств Африата, которые определяют индексы с характеристиками «оптимизм» (низкие индексы цен и высокие индексы количества потребления), «пессимизм» (наоборот) и «объективность».

Таким образом, для повышения объективности индексов потребительского спроса предлагается теоретически обоснованный инструментарий методы вычисления аналитических индексов рыночного спроса, учитывающих, в отличие от формульных индексов, потребительские предпочтения.

Об авторах

В. К. Горбунов
Ульяновский государственный университет
Россия

Горбунов Владимир Константинович – доктор физико-математических наук, профессор, кафедра цифровой экономики

432970, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42.



Л. А. Козлова
Ульяновский государственный университет
Россия

Козлова Любовь Александровнакандидат технических наук, доцент кафедры цифровой экономики

432970, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42.



А. Г. Львов
Ульяновский государственный университет; ООО АК «ЭйрБриджКарго»
Россия

Львов Александр Геннадьевич – кандидат экономических наук, ведущий специалист, ООО «Авиакомпания ЭйрБриджКарго»

141411, г. Москва, Международное шоссе, 28Б



Список литературы

1. Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика. Вашингтон: МВФ, 2007.

2. Кёвеш П. Теория индексов и практика экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1990.

3. Diewert W.E. Irving Fisher and Index Number Theory // Journal of the History of Economic Thought. 2013. Vol. 35. No. 2. P. 199-232. doi: https://doi.org/10.1017/S1053837213000072.

4. Diewert W.E. The Consumer Price Index and Index Number Purpose // Journal of Economic and Social Measurement. 2001. Vol. 27. No. 3-4. P. 167-248.

5. Afriat S. The Index Number Problem. Construction Theorems. Oxford: Oxford University Press, 2014. 220 p. (Mathematical Review: MR3185418 of Gorbunov V.)

6. Конюс А.А. Проблема истинного индекса стоимости жизни // Экономический бюллетень Конъюнктурного института. 1924. № 9-10. С. 64-71.

7. Samuelson P.A., Swamy S. Invariant Economic Index Numbers and Canonical Duality: Survey and Synthesis // The American Economic Review. 1974. Vol. 64. No. 4. P. 566-593.

8. Triplett J.E. Should the Cost-of-Living Index Provide the Conceptual Framework for a Consumer Price Index? // The Economic Journal. 2001. Vol. 111. No. 472 (June). P. F311-F334.

9. Breuer C.C., Lippe P. Problems of Operationalizing the Concept of a Cost-of-Living Index. MPRA Paper No. 32902. University Library of Munich, Germany, 2011.

10. Зоркальцев В.И. Индексы цен и инфляционные процессы. Новосибирск: Наука, 1996.

11. Mas-Colell A., Whinston M., Green J. Microeconomic Theory. New York: Oxford University Press, 1995.

12. Deaton A., Muellbauer J. An Almost Ideal Demand System // The American Economic Review. 1980. Vol. 70. No. 3. P. 312-326.

13. Иванов Ю.Н. Новые международные стандарты по статистике цен и практика стран СНГ // Экономический журнал ВШЭ. 2007. Т. 11. № 3. С. 364-380.

14. Иванов Ю.Н. К дискуссии о точности показателей макроэкономической статистики // Вопросы статистики. 2017. Т. 24. № 9. С. 11-18.

15. Иванов Ю.Н. О некоторых базовых положениях теории индексов цен // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 7. С. 23-30.

16. Горбунов В.К. Математическая модель потребительского спроса: теория и прикладной потенциал. М.: Экономика, 2004.

17. Горбунов В.К. Потребительский спрос: аналитическая теория и приложения. Ульяновск: УлГУ, 2015. URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_1945611.

18. Козлова Л.А. Алгоритмы и программы построения инвариантных и квазиинвариантных индексов потребительского спроса: дисс. ... канд. техн. наук (05.13.18). Ульяновск: УлГУ, 2010.

19. Горбунов В.К., Козлова Л.А. Моделирование рыночного потребительского спроса и аналитические индексы // Вопросы статистики. 2015. № 6. С. 36-45.

20. Горбунов В.К., Львов А.Г. Обратная задача теории рыночного спроса и аналитические индексы спроса // Журнал СВМО. 2019. Т. 25. № 1. С. 89-110.

21. Afriat S.N. The Construction of Utility Functions from Expenditure Data // International Economic Review. 1967. Vol. 8. No. 1. P. 67-77.

22. Varian H. The Nonparametric Approach to Demand Analysis // Econometrica. 1982. Vol. 50. No. 4. P. 945-973.

23. Varian H. Non-Parametric Tests of Consumer Behaviour // The Review of Economic Studies. 1983. Vol. 50. No. 1. P. 99-110.

24. Afriat S.N. The Theory of International Comparisons of Real Income and Prices // D.J. Daly (ed.). International Comparisons of Prices and Output. New York: NBER, 1972. Ch. 1. P. 13-84.

25. Hands D.W. The Individual and the Market: Paul Samuelson on (homothetic) Santa Claus economics // The European Journal of the History of Economic Thought. 2014. Vol. 23. Iss. 3. P. 425-452.

26. Поспелова Л.Я., Шананин А.А. Показатели нерациональности потребительского поведения и обобщенный непараметрический метод // Математическое моделирование. 1998. Т. 10. № 4. С. 105-116.

27. Кондраков И.А., Поспелова Л.Я., Шананин А.А. Обобщенный непараметрический метод. Применение к анализу товарных рынков // Труды МФТИ. 2010. Т. 2. № 3. С. 32-45.

28. Diewert W.E. Afriat and Revealed Preference Theory // Review of Economic Studies. 1973. Vol. 40. Iss. 3. P. 419-425. doi: https://doi.org/10.2307/2296461.

29. Fleissig A., G. Whitney. Testing for the Significance of Violations of Afriat’s Inequalities // Journal of Business and Economic Statistics. 2005. Vol. 23. No. 3. P. 355-362.

30. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1986.


Рецензия

Для цитирования:


Горбунов В.К., Козлова Л.А., Львов А.Г. К проблеме построения аналитических индексов рыночного спроса: вариативный подход. Вопросы статистики. 2020;27(3):65-80. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-3-65-80

For citation:


Gorbunov V.K., Kozlova L.A., Lvov A.G. To the Problem of Constructing Analytical Indexes of Market Demand: A Variative Approach. Voprosy statistiki. 2020;27(3):65-80. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-3-65-80

Просмотров: 746


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)