Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
Том 26, № 10 (2019)
Скачать выпуск PDF

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В АНАЛИЗЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ

5-17 309
Аннотация

Одним из стратегических направлений развития национальной экономики Российской Федерации является повышение ее конкурентоспособности в научно-технологической сфере. В связи с этим научно-технический потенциал и степень сопряжения научных, государственных и производственных ресурсов выходят на передний план в качестве основных составляющих национальной мощи России. В статье рассматриваются вопросы выбора критериев оценки экономической безопасности в научно-технологической сфере в период формирования национальной инновационной системы Российской Федерации по модели тройной спирали. Дана характеристика существующих систем критериев и показателей, предложена матрица показателей для оценки экономической безопасности в научно-технологической сфере по принципу тройной спирали, произведен расчет отобранных для анализа параметров по данным 43 стран и осуществлен сравнительный анализ нормированных частных показателей. Сформулированы аргументированные выводы о наличии сильных и слабых сторон научно-технологической сферы Российской Федерации.

18-36 299
Аннотация

В статье отражена авторская позиция относительно некоторых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2018 г., дана предварительная оценка возможных параметров российской экономики в текущем году, представлен прогноз на 2020 г. и сделаны оценки на ближайшую перспективу развития страны. Тональность и формат публикации, по мнению ее авторов, реализованы с позиции мониторинга выполнения майского (2018 г.) Указа Президента Российской Федерации.

Авторы проанализировали состояние и обосновали направления преодоления стагнации прежде всего путем ликвидации отставания в технологическом уровне производства и обеспечении роста производительности труда, активизации деловой, инвестиционной и потребительской активности, повышения эффективности капитальных вложений как ключевых факторов роста реального сектора и экономики знаний, включая отрасли промышленного производства, сельского хозяйства, капитального строительства.

Отмечаются слабые звенья в действующей системе управления и формулируются авторские предложения, направленные на преодоление сложившегося структурного кризиса. Обосновывается необходимость изменения государственной социально-экономической политики, основной целью которой должно стать обеспечение здоровья нации.

Дается сравнение трендов российской и мировой экономик по основным показателям развития, в том числе таким, как валовой внутренний продукт (ВВП), промышленное производство, внешняя торговля.

Представлена сравнительная оценка прогнозов рассматриваемых основных макроэкономических показателей, в том числе в реальном секторе экономики как драйвере социально-экономического прогресса, на 2020 и 2021 гг. Отмечается, что прогнозируемое замедление в 2019-2020 гг. роста мировой экономики, ожидаемый спад мировой торговли и расширение торговых войн и санкций, а также существующая еще импортозависимость, возможно, будут способствовать усилению негативных тенденций в российской экономике и перерастанию стагнации в рецессию.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

37-45 380
Аннотация

В статье рассмотрены некоторые проблемные моменты организационно-методологического характера, имеющие место в практической деятельности органов государственной статистики при подготовке и проведении выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ). К числу указанных проблем автор относит сложности, связанные с обеспечением качества результатов ОБДХ и минимизацией числа отказов респондентов от участия в данном наблюдении.

По мнению автора, круг задач, требующих решения, включает в том числе такие методологические и организационные аспекты, как необходимость пересмотра отдельных положений Регламента проведения ОБДХ, поиск резервов по сокращению программы обследования, изменение порядка формирования выборочной совокупности объектов, подлежащих обследованию, и ряд других положений. Автором аргументируются предложения по уменьшению информационной нагрузки на респондентов, в том числе посредством снижения трудоемкости при заполнении опросного материала, а также предлагается применить обновленный подход к формированию респондентской сети. Кроме того, обосновывается необходимость повышения уровня автоматизации работ по сбору и обработке первичных данных, полученных по результатам выборочного обследования домашних хозяйств.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАТИСТИКА

46-56 289
Аннотация

В статье дан экономико-статистический анализ тенденций развития платежного баланса и международной инвестиционной позиции России за последние 15 лет, подтверждающий в целом устойчивое развитие внешнеэкономического сектора российской экономики. Во вводной части статьи раскрываются сущность и основная проблематика исследования платежного баланса и международной инвестиционной позиции страны. В основном разделе публикации показаны особенности внешнеэкономической деятельности по каждому из трех периодов, отражающих влияние кризисных явлений в мировой экономике соответственно в 1998, 2008 и 2014 гг. В рамках рассматриваемых этапов характеризуется взаимодействие мировой и российской экономик, отмечаются серьезные сокращения внешнего сектора российской экономики в указанные периоды кризисов и в целом ухудшение результатов внешнеэкономической деятельности страны. Сравнивая показатели платежного баланса и международной инвестиционной позиции до и после анализируемых в статье кризисных периодов, можно отметить эффективное регулирование внешнеэкономического сектора российской экономики со стороны российских государственных органов, что позволило восстановить показатели платежного баланса страны и нарастить ее чистую международную инвестиционную позицию после кризисов.

В заключении данной публикации автором сделаны выводы о том, что наиболее эффективным и работоспособным для внешнего регулирования в кризисных условиях является так называемый доходный метод, когда за счет централизованного перераспределения денежных доходов и управления финансовыми потоками формируется маржинальность на рынках, определяется масштаб и направление движения денежных потоков, регулируется заложенная в стоимость экспортируемых продуктов доходность. Рыночный способ с помощью тарифного ценообразования и регулирования не позволяет в полной мере в условиях кризиса контролировать и прогнозировать вектор движения денежных потоков, перераспределять доходность между отраслями экономики и даже «спасать» закредитованных заемщиков.

В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

62-70 154
Аннотация

Деятельность государственной статистики революционного периода (1917) - малоисследованная тема в истории статистики страны. В статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации впервые рассматривается последний год деятельности Центрального статистического комитета (ЦСК), который не был ликвидирован после событий октября 1917 г., в отличие от остальных государственных структур прежней власти. ЦСК продолжал выполнять свои функции и после переезда советского правительства в Москву.

В статье содержатся сведения о первом «советском» руководителе ЦСК Комиссариата внутренних дел В.А. Алгасове, о деятельности профессора М.А. Сиринова, приглашенного наркомом внутренних дел Г.И. Петровским на должность руководителя ЦСК. Впервые на основе архивных источников было установлено, что как у руководства ЦСК, так и у ряда статистиков существовала идея основания новой статистической службы на базе ЦСК и губернской статистики. Описана роль В.В. Степа-нова в организации перевоза библиотеки ЦСК в Москву. Показана борьба мнений в процессе создания советской государственной статистики, а именно Центрального статистического управления РСФСР, которое задумывалось как независимый орган, не подчиняющийся ни одному ведомству, с целью обеспечения независимости статистической службы страны.

71-79 149
Аннотация

Статья посвящена изучению влияния итогов международных статистических конгрессов на формирование идей А.М. Золотарёва (1853-1912) по поводу реформирования российской государственной статистики. А.М. Золотарёв с 1903 по 1911 г. занимал должность директора Центрального статистического комитета (ЦСК) Министерства внутренних дел.

Проект реформы российской государственной статистики, подготовленный по его инициативе, был представлен Государственной думе в 1908 г., а затем отклонен Государственным советом в 1910 г. Структура государственной статистики в проекте А.М. Золотарёва соответствовала резолюциям международных статистических конгрессов, главным образом 6-го (Флорентийского) конгресса 1867 г. Как известно, итоги этого конгресса были приняты во внимание первым руководителем ЦСУ П.И. Поповым (1872-1950) при планировании создания централизованной статистической системы Советской России в 1918 г.

Данная работа выполнена с использованием документов Российского государственного исторического архива (РГИА), и хотя эти архивные материалы относятся к началу XX века, многие проблемы, изложенные в статье, до сих пор вызывают интерес у статистического сообщества как в России, так и в других странах мира. Статистики обсуждают организацию местных статистических органов, вопросы централизации и децентрализации статистической системы, подчиненность официальной статистики другим органам власти и управления. Статья описывает исторические аспекты становления государственной статистики в России и влияние на него международной практики, однако затронутые в ней вопросы актуальны в нынешних условиях для определения направлений реорганизации системы статистики.



ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)