Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Особенности конъюнктурного измерения цифровой активности предпринимателей в России: подход, индикаторы, пилотные результаты

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-8-28-42

Полный текст:

Аннотация

Перевод экономической деятельности в цифровой формат поднимает в настоящее время в России многие вопросы экономической и социальной политики, которые необходимо решать, имея релевантную статистическую и аналитическую информацию. Для этого важно существенно расширить источники оперативных, доступных и сопоставимых данных о процессе цифровизации. Мы считаем, что мнения и оценки непосредственных участников цифровых событий - экономических агентов из различных видов экономической деятельности также должны быть учтены при формировании целевых решений директивных органов, направленных на инклюзивный рост национальной экономики, в том числе за счет такой его силы, как цифровизация.

Основную задачу экспериментального проекта Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) НИУ ВШЭ, сфокусированного на измерении цифровой активности российских предприятий основных видов экономической деятельности, начатого в 2018 г., мы определяем как разработка таких критериев измерения отраслевой цифровой конъюнктуры, требований к выборочным совокупностям респондентов и системе индикаторов, выполнение которых, наряду с полученными результатами пилотных опросов, позволит экспертному сообществу действительно оказывать эффективную информационно-аналитическую поддержку предпринимателям в формировании отраслевых цифровых платформ.

В статье подчеркивается, что основной посыл исследования - успех страны в продвижении цифровых технологий во многом связан с возможностями сбора масштабной качественной информации о цифровых тенденциях, барьерах и эффектах, сопоставимой с международными аналогами.

Авторами рассмотрены основные методологические принципы и первые результаты пилотных конъюнктурных опросов предпринимателей среди промышленных и торговых предприятий в России. Сформулированы критерии отбора показателей для первого пилотного замера. В разделе статьи об основных результатах пилотного опроса в 2018 г. в промышленности в качестве примера дан анализ распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности.

В качестве самостоятельного направления в статье дается характеристика нововведений в пилотном опросе в 2019 г. В этой связи отмечается, что в программе обследования предусматривается измерение возможностей и потенциала ИКТ по повышению ресурсной и экологической эффективности в промышленности, оценка инвестиционной деятельности, связанной с «зеленым» ростом и направленной на освоение и распространение «зеленых» технологий и достижение природоохранных целей, оценка конечного потребления (спроса) на экологические товары в торговле, учет разработок организациями ИКТ-технологий, направленных на экологизацию и ресурсную эффективность.

В заключении статьи подчеркивается, что с учетом первых результатов  конъюнктурного исследования сформированы основные требования к системе конъюнктурных индикаторов, отражающих уровень, направления, интенсивность, дивиденды и эффективность цифровой трансформации основных видов экономической деятельности для более репрезентативного учета цифрового вклада в рост ВВП.

Об авторах

Л. А. Китрар
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Китрар Людмила Анатольевна - канд. экон. наук, заместитель директора, Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний

101000 Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2.



И. С. Лола
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Лола Инна Сергеевна - канд. экон. наук, заместитель директора, Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний

101000 Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2.



Список литературы

1. Базилева С.Г., Широкова А.А. Цифровизация как фактор развития экономики России. В сборнике: Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 6-9.

2. Московская школа управления СКОЛКОВО. Индекс «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за 1 полугодие 2018 г. Основные тезисы. М., 2018. URL: https://www.plusworld.ru/wp-content/uploads/2018/10/SKOLKOVO_Digital_Russia_Report_Short_2018-10_ru-6.pdf.

3. Основные направления деятельности Федеральной службы государственной статистики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов // Вопросы статистики. 2019. Т. 26. № 5. С. 3-18.

4. Авдеева И.Л. Цифровизация в обеспечении инклюзивного экономического роста В сб.: Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы Труды научно-практической конференции с международным участием / Под ред. А.В. Бабкина. 2017. С. 16-22.

5. McKinsey & Company. Raising your Digital Quotient. 2015. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/_2016.pdf.

6. European Commission. The Joint Harmonised EU Programme of Business and Consumer Surveys. User Guide. 2019. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/bcs_user_guide_en_0.pdf.

7. OECD Business Tendency Survey. A Handbook. 2003. URL: http://www.oecd.org/std/leading-indicators/31837055.pdf.

8. Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Остапкович Г.В. Квантификация качественных признаков в конъюнктурных обследованиях // Вопросы статистики. 2018. № 4. С. 49-63.

9. European Commission. DESI 2019. Digital Economy and Society Index. Methodological note. 2019. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi.

10. Деловые тенденции и цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности. М.: НИУ ВШЭ. 2018.

11. Кирхмеер Л.В. Цифровизация в области экологического мониторинга. В сб.: Экономика и менеджмент в условиях цифровизации: состояние, проблемы, форсайт труды научно-практической конференции с международным участием / Под ред. А.В. Бабкина. 2017. С. 159-164.


Для цитирования:


Китрар Л.А., Лола И.С. Особенности конъюнктурного измерения цифровой активности предпринимателей в России: подход, индикаторы, пилотные результаты. Вопросы статистики. 2019;26(8):28-42. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-8-28-42

For citation:


Kitrar L.A., Lola I.S. Features of the Conjuncture Measurement of Entrepreneurs’ Digital Activity in Russia: Approach, Indicators, Pilot Results. Voprosy statistiki. 2019;26(8):28-42. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-8-28-42

Просмотров: 362


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)