Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики
Аннотация
Авторы статьи попытались аргументировать и раскрыть свою позицию относительно того, что статистическая грамотность должна стать обязательным критерием оценки качества подготовки кадров в условиях стремительного развития цифровой экономики. Исследованы две группы вопросов: цифровая экономика как вектор общественного развития и место статистики в цифровой экономике.
В статье подчеркиваются особенности цифровой экономики как определяющего вектора трансформации практически всех параметров современного общества, анализируются не только преимущества, но и новые вызовы, возникающие в процессе цифровизации производственной и управленческой деятельности. Большое внимание уделено рассмотрению роли и места статистической науки и практики в рамках экономики, основанной на широком применении цифровых технологий. При этом детально исследуются вопросы, вытекающие из необходимости активной интеграции статистики и статистического образования в недра цифровой экономики, чтобы кадры нового поколения свободно владели инструментарием комплексной оценки темпов, результатов и последствий цифровизации экономических отношений. Приводится доказательная база положения относительно того, что аналитические способности специалистов в цифровой экономике нельзя не увязывать со статистической грамотностью абсолютно любых кадров (экономистов, менеджеров, маркетологов, юристов и т.д.), так как показатели цифровой экономики не просто отражают содержание нового этапа развития общества, но являются ключевыми в раскрытии эволюционных особенностей нашей цивилизации.
В заключительной части статьи формулируются выводы относительно того, что по существу формирование в стране статистической грамотности должно стать одной из важнейших целевых установок в подготовке современных кадров для цифровой экономики, без которой практически не возможно добиться существенного повышения эффективности общественного производства, декларируемого в качестве безальтернативного условия в сознательном переходе России на рельсы цифровых технологий.
Об авторах
Михаил Владимирович КармановРоссия
д-р экон. наук, профессор
Елена Николаевна Клочкова
Россия
канд. экон. наук, доцент
Список литературы
1. Харченко А.А., Конюхов В.Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Молодежный вестник ИрГТУ. 2017. № 3. С. 17-19.
2. Цифровая планета. Где цифровые инновации встречают мир. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/dei17/ (дата обращения: 20.02.2018).
3. Доклад о мировом развитии. Цифровые дивиденды. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf?sequence=16 (дата обращения: 20.04.2018).
4. Паштова Л.Г., Агаева А.М. Проблема экономической безопасности в условиях цифровой экономики. Сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции «Предприятия в условиях цифровой экономики: риски и перспективы». М.: 2018. С. 273-278.
5. Что такое цифровая экономика. URL: http://www.fingramota.org/teoriya-finansov/item/2198-chto-takoe-tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 20.04.2018).
6. Дмитриева Н.Е., Балахнёв М.Ю. К вопросу о статистической грамотности населения России // Вопросы статистики. 2012. № 7. С. 3-5.
7. Гениатулин В.Н., Гуськова Т.Н. Статистическое образование как социально-экономическая парадигма // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 1. С. 106-110.
8. Карманов М.В., Махова О.А. Развитие статистического образования в современной России: миф или реальность // Вопросы статистики. 2017. № 7. С. 75-80.
9. Суринов А.Е. Повышение статистической грамотности: опыт российской статистики. URL: http://www.econorus.org/c2013/files1/usoh.doc
10. Башина О.Э., Минашкин В.Г., Смелов П.А. Статистическое образование: современное состояние и направления совершенствования // Вопросы статистики. 2014. № 10. С. 68-74.
Рецензия
Для цитирования:
Карманов М.В., Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики. Вопросы статистики. 2018;25(10):78-83.
For citation:
Karmanov M.V., Klochkova E.N. Statistical Literacy as an Important Component of Personnel Training for the Digital Economy. Voprosy statistiki. 2018;25(10):78-83. (In Russ.)