Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Методологические аспекты анализа карьерных траекторий на российском рынке труда

Полный текст:


Аннотация

Авторами статьи охарактеризованы методы, с помощью которых можно оценить эффективность участия российских работников в программах дополнительного профессионального образования (ДПО). Предлагается подход, альтернативный существующим методикам, позволяющий исследовать влияние участия в программе ДПО не только на величину заработной платы, но и на формирование всей профессиональной траектории. Исследование базируется на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ1 за период 2006-2016 гг. На этой информационной базе сформированы две выборочные совокупности: выборочная совокупность работников, которые имеют опыт участия в программах ДПО, а также контрольная группа, не имеющая такого опыта. Проводится сравнение карьерных траекторий в двух группах. При этом прямое сопоставление двух групп, по мнению авторов, может привести к эффекту смещения получаемых результатов. Для элиминирования эффекта смещения предлагается использовать алгоритм псевдорандомизации при формировании контрольной группы, который позволяет сбалансировать склонность к участию в программах ДПО в двух рассматриваемых группах. Две сформированные выборки работников сравниваются методом анализа последовательностей, позволяющим проанализировать динамику распределения индивидов по состояниям, и оценить уровень разнообразия карьерных траекторий на основе индексов концентрации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что работники, участвовавшие в программах ДПО, имеют более разнообразные карьерные траектории, характеризующиеся большей интенсивностью как горизонтальной, так и вертикальной мобильности. Данный вывод подтверждает гипотезу о том, что дополнительное профессиональное образование обеспечивает дополнительную гибкость индивидов в построении их профессиональной карьеры.


Об авторах

Вячеслав Павлович Сиротин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
канд. техн. наук, профессор департамента статистики и анализа данных НИУ ВШЭ. 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.



Алексей Алексеевич Егоров
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ. 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.



Список литературы

1. Schultz T.W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. No. 68. P. 571-583.

2. Becker G. Human Capital. NY: Columbia University Press, 1964. 185 p.

3. Mincer J. Schooling, Experience, and Earnings (Human Behavior and Social Institutions No. 2). NY: NBER, 1974. 152 p.

4. Barro R.J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study. NBER Working Paper. 1996. No. 5698.

5. Hanushek E.A., Woessmann L. The High Cost of Low Educational Performance: The Long-Run Economic Impact of Improving PISA Outcomes. OECD Publ., 2010. 56 p.

6. Hanushek E.A. Will More Higher Education Improve Economic Growth? // Oxford Review of Economic Policy. 2016. Vol. 32. Iss. 4. P. 538-552.

7. Гимпельсон В.E., Зудина А.А., Капелюшников Р.И. и др. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / под общ. ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова, С.Ю. Рощина. М.: НИУ ВШЭ. 2017. 148 с.

8. Коршунов И.А., Гапонова О.С. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 36-59.

9. Acemoglu D. Training and Innovation in an Imperfect Labour Market // The Review of Economic Studies. 1997. No. 64. P. 445-464.

10. Acemoglu D., Pischke J.S. Why Do Firms Тrain? Theory and Evidence // The Quarterly Journal of Economics. 1998. No. 113. P. 79-119.

11. Ballo G., Fakhfakh F., Taymaz E. Who Benefts from Тraining and R&D, the Firm or the Workers? // British Journal of Industrial Relations. 2006. No. 44. P. 473-495.

12. Bassanini A., Booth A.L., Brunello G., et al. Workplace Тraining in Europe. IZA Discussion Paper Series. No. 1640. Bonn: IZA. 2005. 186 p.

13. Лазарева О.В., Денисова И.А., Цухло С.В. Наем или переобучение: опыт российских предприятий. М.: ИЭПП, 2006. 56 с. (Научные труды / Ин-т экономики переход. периода № 98).

14. Травкин П.В. Оценка отдачи от дополнительного профессионального обучения российских работников: учет влияния способностей на заработную плату // Прикладная эконометрика. 2014. № 33. С. 51-69.

15. Рощин С.Ю., Травкин П.В. Дополнительное профессиональное обучение на российских предприятиях // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 150. С. 150-173.

16. Xu Z., Kalbfleisch J.D. Propensity Score Matching in Randomized Clinical Trials // Biometrics. 2010. Vol. 66. Iss. 3. P. 813-823.

17. Rosenbaum P.R., Rubin D.B. The Central Role of the Propensity Score in Observational Studies for Causal Effects // Biometrika. 1983. Vol. 70. Iss. 1. P. 41-55.

18. Heckman J. Instrumental Variables: A Study of Implicit Behavioral Assumptions Used in Making Program Evaluations // Journal of Human Resources. 1997. Vol. 32. No 3. P. 441-462.

19. Abbott A., Forrest J. Optimal Matching Methods for Historical Sequences // The Journal of Interdisciplinary History. 1986. Vol. 16. No. 3. P. 471-494.

20. Abbott A., Tsay A. Sequence Analysis and Optimal Matching Methods in Sociology: Review and Prospect // Sociological Methods & Research. 2000. Vol. 29. Iss. 1. P. 3-33.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сиротин В.П., Егоров А.А. Методологические аспекты анализа карьерных траекторий на российском рынке труда. Вопросы статистики. 2018;25(9):37-47.

For citation: Sirotin V.P., Egorov A.A. Methodological Aspects of Career Trajectories Analysis on Russian Labor Market. Voprosy statistiki. 2018;25(9):37-47. (In Russ.)

Просмотров: 505

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)