Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Моделирование рыночного потребительского спроса и анали тические индексы спроса

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-6-36-45

Аннотация

Излагается сущность кризисного состояния неоклассической теории потребительского спроса и вариант выхода из кризиса, основанный на концепции статистического «ансамбля» потребителей как исходного объекта теории агрегированного рыночного спроса. Рыночный спрос описывается моделью максимизации полезности, разработанной в рамках неоклассической парадигмы для потребителя-индивида. В качестве метода проверки адекватности такой модели коллективного спроса используется непараметрический метод анализа соответствия модели торговой статистике. Представлены аналитические индексы спроса и их варианты - инвариантные и квазиинвариантные индексы. Применение непараметрического метода базируется на реальных данных о спросе на продукты питания в Российской Федерации; при этом строятся квазиинвариантные индексы спроса.

Об авторах

Владимир Константинович Горбунов
Ульяновский государственный университет
Россия


Любовь Александровна Козлова
Ульяновский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. 1994. Т. 2. Вып. 4. С. 11-19.

2. Горбунов В.К. Релаксационно-штрафной метод и вырожденные экстремальные задачи // Доклады АН. 2001. Т. 377. № 5. С. 583-587.

3. Горбунов В.К. Математическая модель потребительского спроса: Теория и прикладной потенциал. М.: Экономика, 2004. - 174 с.

4. Горбунов В.К. Особенности агрегирования потребительского спроса // Журнал экономической теории. 2009. № 1. С. 85-94.

5. Горбунов В.К. Экономическое равновесие и агрегирование покупателей: реабилитация теоремы Вальда // Журнал экономической теории. 2011. № 3. С. 130-144.

6. Горбунов В.К. К теории рыночного спроса: регулярность и экономическое равновесие // Экономическая наука современной России. 2013. № 4 (63). С. 19-35.

7. Г орбунов В.К., Козлова Л.А. Построение и исследование квазиинвариантных индексов потребления // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2008. № 3 (19). C. 120-127.

8. Зоркальцев В.И. Проблема агрегирования экономических субъектов // Вестник Новосибирского гос. у-та. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10. Вып. 1. С. 107- 118.

9. Козлова Л.А. Алгоритмы и программы построения инвариантных и квазиинвариантных индексов потребительского спроса. Дисс.. канд. техн. наук. УлГУ: Ульяновск, 2010.

10. Конюс А.А. Проблема истинного индекса стоимости жизни // Экономический бюллетень конъюнктурного института. 1924. № 9-10 (Переиздано в «Экономика и матем. методы», 1989. Т. 27. № 3. С. 435-444).

11. Коротков А.В., Минашкин В.Г. Потребительский спрос как статистический показатель // Вопросы статистики. 2014. № 7. С. 11-17.

12. Полтерович В.М. Кризис экономической теории // Экономическая наука современной России. 1998. № 1. С. 46-66.

13. Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика. Вашингтон, МВФ. 2007.

14. Среднедушевое потребление продуктов питания, кг., РФ, городская местность, значение показателя за год. URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2340015 (дата обращения 30.10.2014).

15. Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги, РФ. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInetcgi?pl= 1921001 (дата обращения 30.10.2014).

16. Afriat S.N. The construction of utility functions from expenditure data // International Economic Review. 1967. Vol. 8. No 1. P. 67-77.

17. Afriat S.N. The Index Number Problem. Construction Theorems. Oxford: OUP, 2014. - 220 p.

18. Kirman A. The Economic Crisis is a Crisis for Economic Theory / / CESifo Economic Studies, 2010. Vol. 56(4). P. 498-535.

19. Mas-Colell A., Whinston M. and Green J. Microeconomic Theory. New York: Oxford Univ. Press. 1995. - 1018 p.

20. Negishi T. Elements of Neo-Walrasian Economics. A Survey (Advances in Japanese Business and Economics 5). - Tokyo: Springer, 2014.

21. Samuelson P.A. and Swamy S. Invariant economic index numbers and canonical duality: survey and synthesis // The American Economic Review. 1974. Vol. 64. No 4. P. 566-593.

22. Varian, H. The nonparametric approach to demand analysis // Econometrica. 1982. Vol. 50. No. 4. P. 945-973.

23. Varian H. Non-parametric tests of consumer behaviour // The Review of Economic Studies. 1983. Ы. 50. P. 99-110.


Рецензия

Для цитирования:


Горбунов В.К., Козлова Л.А. Моделирование рыночного потребительского спроса и анали тические индексы спроса. Вопросы статистики. 2015;(6):36-45. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-6-36-45

For citation:


Gorbunov V.K., Kozlova L.A. Shaping the market consumer demand and analytical indices of demand. Voprosy statistiki. 2015;(6):36-45. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-6-36-45

Просмотров: 721


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)