Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-4-40-46

Аннотация

В связи с тем что традиционные показатели статистики (имеются в виду прежде всего показатели уровня занятости, безработицы, экономической неактивности) недостаточно полно и адекватно отражают положение молодежи на рынке труда, предлагается новый подход к его анализу и оценке, получивший в последние годы распространение в странах ЕС и ОЭСР. Данный подход основан на концепции NEET-молодежи (аббревиатура от английского выражения «Not in Employment, Education or Training»), то есть молодежи, исключенной из сферы занятости и образования. На основе данных Евростата проанализированы основные социально-демографические характеристики NEET-молодежи и динамика уровня NEET в странах ЕС в 2000-2013 гг. Показано, что изменение уровня NEET определяется главным образом динамикой NEET-безработицы, отражающей циклические изменения. Установлено, что существует сильная корреляционная связь между уровнями NEET, рассчитанными для различных возрастных и гендерных групп молодежи. Это свидетельствует о существовании общих институциональных и структурных условий на макроуровне, которые либо стимулируют, либо ограничивают инкорпорирование молодежи (независимо от пола и возраста) в сферу занятости и образования. На основе данных Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) рассчитаны показатели NEET для РФ. Уровень NEET и социально-демографические характеристики российской NEET-молодежи в целом близки к аналогичным среднеевропейским показателям. Наиболее значительные различия наблюдаются в группе молодежи в возрасте 20-24-лет. У российских девушек этого возраста отмечается существенно более высокий уровень NEET-экономической неактивности; у юношей же уровень NEET-безработицы, напротив, ниже среднеевропейского. Исходя из аналитической ценности предлагаемых индикаторов-характеристик, обосновывается необходимость введения в отечественную статистическую практику показателей, характеризующих NEET-молодежь.

Об авторе

Елена Яковлевна Варшавская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Захаров С.В., Исупова О.Г., Сакевич В.И. Рождаемость и воспроизводство населения // Население России 2010-2011. Отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.

2. Bridging the gap: New opportunities for 16-18 year olds not in education, employment or training. Report by the Social Exclusion Unit. July 1999. URL: http://dera.ioe.ac.uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf (дата обращения: 5 декабря 2014 г.).

3. Bynner J., Parsons S. Social exclusion and the transition from school to work: the case of young people not in education, employment or training (NEET). Journal of Vocational Behavior. 2002. Vol. 60.

4. Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. European Commission. Brussels, 2010.

5. NEETs - Ybung people not in employment, education or training: сharacteristics, costs and policy responses in Europe. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2012.

6. Quintini G., Martin P., Martin S. The Changing Nature of the School-to-Work Transition Process in OECD Countries. WDA-HSG Discussion Paper. 2007. No 2.

7. Thompson R. Individualisation and social exclusion: the case of young people not in education, employment or training. Oxford Review of Education. 2011. Vol. 37. No 6.

8. Youth neither in employment nor education and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States. European Commission, EMCO Contribution. 2011.

9. Youth on the move. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Варшавская Е.Я. Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России. Вопросы статистики. 2015;(4):40-46. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-4-40-46

For citation:


Varshavskaya E.Ya. Youth excluded from participating in the education system and in the labour market of the EU countries and Russia. Voprosy statistiki. 2015;(4):40-46. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-4-40-46

Просмотров: 603


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)