Подготовка IT-специалистов в российских вузах: статистический анализ
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-6-74-83
Аннотация
В статье представлены результаты статистического анализа тенденций в изменении численности студентов, обучающихся по IT-специальностям в российских высших учебных заведениях, а также на основе применения эконометрических методов дана характеристика вузов с высокой численностью приведенного контингента и значительной долей студентов, получающих образование по программам в области информационных технологий. Новизна настоящего исследования, по мнению автора, состоит в том, что расчеты сделаны на основе выборки большого объема и с учетом изменений в ее динамических характеристиках (изучена информация о деятельности 611 вузов и 467 филиалов за 2015/2016, 2017/2018 и 2019/2020 учебные годы). Статистический анализ показал, что в России единичные вузы специализируются на подготовке студентов для IT-сферы. Так, в 2019/2020 учебном году только в девяти высших учебных заведениях обучалось по IT-специальностям более 60% студентов. В то же время подготовка IT-специалистов ведется в половине вузов и в трети филиалов страны. За период с 2015/2016 по 2019/2020 учебный год численность приведенного контингента студентов, обучающихся по IT-специальностям, выросла в России на 31%.
На основе регрессионного анализа данных выявлена положительная взаимосвязь между индикаторами численности студентов IT-специальностей в вузах (их общей численностью, абсолютным приростом численности и долей в составе всех обучающихся) и следующими показателями: долей молодых специалистов в общей численности профессорско-преподавательского состава (ППС); числом предприятий-партнеров; количеством технопарков и малых предприятий в вузе; доходами от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и числом публикаций в Scopus. Отрицательная взаимосвязь наблюдается между численностью студентов IT-специальностей и долей лиц с учеными степенями в общей численности ППС, а также между долей студентов IT-специальностей в общей численности обучающихся и показателями интернационализации состава учащихся и преподавателей.
Предложенный подход позволил на основе репрезентативной выборки российских образовательных учреждений высшего образования оценить взаимосвязи между показателями численности IT-студентов в вузе и результатами его деятельности по рассмотренным направлениям, а также определить характеристики высших учебных заведений, вносящих значимый вклад в подготовку IT-специалистов.
Приведенные в статье результаты исследования могут представлять интерес для тех вузов, которые планируют в ближайшие годы значительно увеличить численность студентов и повысить качество приема абитуриентов на обучение по IT-специальностям.
Об авторе
А. В. МеликянРоссия
Меликян Алиса Валерьевна – канд. наук НИУ ВШЭ об образовании, доцент департамента программной инженерии, факультет компьютерных наук
109028, г. Москва, Покровский б-р, д. 11, каб. S934
Список литературы
1. OECD. Education at a Glance 2021: OECD Indicators. Paris: OECD Publ., 2021. doi: https://doi.org/10.1787/b35a14e5-en.
2. Артюхин В.В., Семёнов И.А. Обучение программистов: подход на основе парадигмы специалиста // Прикладная информатика. 2012. №1(37). С. 57–66.
3. Лукин В.Н. Подготовка качественных программистов: проблемы обучения // Моделирование и анализ данных. 2017. № 1. С. 29–41.
4. Кудж С.А., назаренко М.А. Подготовка специалистов по информационным технологиям для нефтегазовой промышленности // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 160–164.
5. Lunt B., Paterson B. An Academic Profile of IT Faculty in the USA // Proceedings of the 15th Annual Conference on Information Technology Education. October 2014. P. 163–166. doi: https://doi.org/10.1145/2656450.2656455.
6. Zhang A., Aasheim C.L. Academic Success Factors: An IT Student Perspective // Journal of Information Technology Education: Research. 2011. Vol. 10. No. 1. P. 309-331. doi: https://doi.org/10.28945/1518.
7. Li B. et al. Chinese Perspectives on IT Education // Proc. of ACM Turing Celebration Conference. May 2018. P. 39–46. doi: https://doi.org/10.1145/3210713.3210726.
8. Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России. Обзор литературы и эконометрический анализ // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201–233. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-201-233.
9. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 146-179. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-146-179.
10. Mazzarol T.W. Critical Success Factors for International Education Marketing // International Journal of Educational Management. 1998. Vol. 12. Iss. 4. P. 163–175. doi: https://doi.org/10.1108/09513549810220623.
11. Иванов А.Г., Авджян Г.Д., Нистоцкая М.С. Мировой опыт функционирования наблюдательных и попечительских советов университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2. С. 88–92.
Рецензия
Для цитирования:
Меликян А.В. Подготовка IT-специалистов в российских вузах: статистический анализ. Вопросы статистики. 2022;29(6):74-83. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-6-74-83
For citation:
Melikyan A.V. Training of IT-Specialists in Russian Universities: Statistical Analysis. Voprosy statistiki. 2022;29(6):74-83. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-6-74-83