Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Статистический анализ динамики показателей деятельности российских вузов

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты исследования на основе статистических методов анализа тенденций в системе российского высшего образования за пятилетний период, предшествовавший общемировому кризису, спровоцированному коронавирусной пандемией COVID-19. Данное исследование - одна из первых попыток масштабного анализа темпов прироста показателей деятельности вузов за последние годы. Его результаты, по мнению автора, позволяют сформировать как общую, так и детализированную по отдельным группам вузов картину изменений в российском высшем образовании.

Автором проанализирована динамика шести показателей деятельности отечественных организаций высшего профессионального образования (535 вузов из 80 субъектов Российской Федерации): проходного балла Единого государственного экзамена (ЕГЭ), квалификации преподавателей, их публикационной активности, интернационализации студенческого состава, доходности деятельности и обеспеченности учебно-лабораторными помещениями. Выявлены тенденции в изменении значений указанных показателей в зависимости от формы собственности, специализации и статуса вуза.

Установлено, что в целом средние значения показателей за пять лет увеличились: проходной балл ЕГЭ - на 5%; доля работников из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) с ученой степенью в общей численности ППС - на 5%; число публикаций на одного научно-педагогического работника (НПР) - в 2,2 раза; доля иностранных студентов в общей численности обучающихся - в 1,5 раза; доходность деятельности - в 1,3 раза; общая площадь учебно-лабораторных помещений - на 8%.

В то же время в негосударственных вузах проходной балл ЕГЭ снизился, и они отстают от государственных по показателям роста публикационной активности НПР и интернационализации студенческого состава. Однако по росту доходности деятельности и обеспеченности учебно-лабораторными помещениями их результаты выше.

Специализированные вузы добились увеличения показателей публикационной активности преподавателей и интернационализации состава студентов. Среди отрицательных тенденций выявлено снижение проходного балла ЕГЭ в медицинских вузах, а также оснащенности учебно-лабораторными помещениями медицинских и спортивных вузов.

Самый высокий рост публикационной активности НПР наблюдался в национальных исследовательских университетах (24,5%), а интернационализации студенческого состава - в федеральных университетах (33,3%).

Изменения условий деятельности вузов в период пандемии, скорее всего, неоднозначно скажутся на анализируемых показателях в последующие периоды. Для их адекватной оценки, возможно, потребуется корректировка методики расчета индикаторов деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом интенсивного использования ими дистанционных технологий обучения.

Об авторе

А. В. Меликян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Меликян Алиса Валерьевна - канд. наук НИУ ВШЭ об образовании, старший преподаватель департамента программной инженерии, факультет компьютерных наук

109028, г. Москва, Покровский б-р, д. 11, каб. S934



Список литературы

1. Нефедова А.И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России: Социология, этнология. 2017. Т. 26. № 2. С. 154-174.

2. Абанкина И.В. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.

3. Zinkovsky K.V., Derkachev P.V. Restructuring the System of Higher Education: Assessing the Outcomes of University Mergers // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. No. 5. P. 402-421. doi: 10.1080/10609393.2018.1495019.

4. Абанкина И.В. и др. Типология и анализ научнообразовательной результативности российских вузов // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 48-63.

5. Земцов С.П., Ерёмкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России. Обзор литературы и эконометрический анализ // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201-233. doi: 10.17323/1814-9545-2015-4-201-233.

6. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 146-179. doi: 10.17323/1814-9545-2018-3-146-179.

7. Блаженков В.В., Емелин Н.М., Голодкова О.В. Кластерный анализ инновационной деятельности российских вузов // Известия института инженерной физики. 2014. № 34. С. 94-98.

8. Сергеева В.В. Оценка уровня конкуренции на рынке российских вузов с использованием модифицированной модели Панзара - Росса // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 230-245. doi: 10.17323/1814-9545-2015-3-230-245.

9. Лисюткин М.А. О возможных причинах ухудшения ресурсной базы вузов // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 74-94. doi: 10.17323/18149545-2017-2-74-94.

10. Agasisti T. et al. The Russian Excellence Initiative for Higher Education: A Nonparametric Evaluation of Short-Term Results // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27. No. 4. P. 1911-1929. doi: 10.1111/itor.12742.

11. Юдкевич М.М. и др. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5-100» // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10-35. doi: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35.

12. Ишмуратова Т.В. Практика работы с группой высокого профессионального потенциала университета: кейс Высшей школы экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2. С. 84-92. doi: 10.15826/umj.2016.102.007.

13. Аржанова И.В., Воров А.Б. Потенциал экспорта образования ведущими российскими университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 6-17. doi: 10.15826/umj.2016.106.054.


Для цитирования:


Меликян А.В. Статистический анализ динамики показателей деятельности российских вузов. Вопросы статистики. 2021;28(1):38-49. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49

For citation:


Melikyan A.V. Statistical Analysis of the Dynamics of Performance Indicators of Russian Universities. Voprosy statistiki. 2021;28(1):38-49. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49

Просмотров: 49


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)