Вложения в произведения искусства как долгосрочные инвестиции: экономико-статистический анализ
Аннотация
В данной статье приведены результаты авторских исследований по проверке статистической гипотезы о правомерности отнесения вложений в произведения искусства к так называемым инвестициям-убежищам. Автор полемизирует, в частности, с устоявшимся мнением среди инвесторов и специалистов-исследователей рынка художественных ценностей, рассматривающих вложения в них как долгосрочные инвестиции, гарантирующие владельцам наивысшую прибыль с лагом в два десятилетия. Изложены вопросы, относящиеся к информационно-аналитической базе исследования, использования методов группировок и дисперсионного анализа. На основе эмпирического анализа формулируются выводы относительно трех базовых тенденций в пользу инвестиционных возможностей рынка культурных ценностей, которые, впрочем, не могут однозначно интерпретироваться в пользу трактовки вложений в предметы искусства как инвестиций-убежищ. Рассчитаны количественные характеристики, отражающие классификационное различие участников рынка произведений искусства. Автором в заключительной части статьи подчеркивается, что в современных условиях нецелесообразно преувеличивать влияние времени (временной критерий в 20 лет) в стратегических решениях по инвестиционной деятельности на арт-рынке.
Об авторе
Валерия Андреевна КолычеваРоссия
канд. экон. наук, доцент кафедры статистики, учета и аудита, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62
Список литературы
1. Колычева В.А. Рынок произведений искусства: теоретико-экономический анализ: Монография. М.: Проспект, 2014.
2. Baumol W.J. Unnatural Value: Or Art Investment as Floating Grap Game // American Economic Review. 1986. Vol. 76. No. 2. P. 10-14.
3. Mei J., Moses M. Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces // American Economic Review. 2002. Vol. 92. No. 5. P. 1656-1668.
4. Колычева В.А. Анализ частотных распределений инвестиций в произведения искусства // Вопросы статистики. 2017. № 2. С. 60-67.
5. Ashenfelter O. How Auctions Work for Wine and Art // Journal of Economic Perspectives. 1989. Vol. 3. No. 3. P. 23-36.
6. Ashenfelter O., Graddy K. Art Auctions: A Survey of Empirical Studies // National Bureau of Economic Research Working Paper No. 8997. June 2002. P. 1-43.
7. Ashenfelter O., Graddy K. Anatomy of the Rise and Fall of a Price-Fixing Conspiracy: Auctions at Sotheby’s and Christie’s // National Bureau of Economic Research Working Paper No. 10795. September 2004. P. 1-26.
8. Ashenfelter O.C., Graddy K. Sale Rates and Price Movements in Art Auctions // National Bureau of Economic Research Working Paper No. 16743. January 2011. P. 1-13.
9. Cheema A., Popkowski Leszczyc P.T.L., Bagchi R. еt al. Economics, Psychology and Social Dynamics of Consumer Bidding in Auctions // Marketing Letters. 2005. Vol. 16. No. 3. P. 401- 413.
10. Singer L., Lynch G. Public Choice in the Tertiary Art Market // Journal of Cultural Economics. 1994. Vol. 18. No. 3. P. 199-216.
11. Candela G., Scorcu A.E. In Search of Stylized Facts on Art Markets Prices: Evidence from the Secondary Market for Prints and Drawings in Italy // Journal of Cultural Economics. 2001. Vol. 25. No. 3. P. 219-231.
12. Hutter M., Knebel C., Pietzner G. еt al. Two Games in Town: A Comparison of Dealer and Auction Prices in Contemporary Visual Arts Markets // Journal of Cultural Economics. 2007. Vol. 31. No. 4. P. 247-261.
Рецензия
Для цитирования:
Колычева В.А. Вложения в произведения искусства как долгосрочные инвестиции: экономико-статистический анализ. Вопросы статистики. 2018;25(5):78-85.
For citation:
Kolycheva V.A. Investments in Works of Art as Long-Term Investments: Economic and Statistical Analysis. Voprosy statistiki. 2018;25(5):78-85. (In Russ.)