Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Развитие методологии статистического анализа рынков аддикгивных благ

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-5-63-69

Аннотация

В связи с расширением спектра потребительских благ, вызывающих патологическое привыкание определенных групп населения, ростом уровня их потребления, что ведет к усилению экономических и социальных угроз, а также дефицитом эмпирической информации и социальным табуированием предметных областей анализа проблема развития инструментария характеристики рынков аддиктивных товаров и услуг (аддиктивных благ) приобретает большую актуальность. Цель работы состояла в выработке предложений по совершенствованию системы статистического наблюдения за состоянием таких рынков. Для этого автором решены следующие задачи: предложена субъектно-объектная классификация; выделена система показателей, их характеризующих; проведен анализ существующей практики государственного статистического наблюдения за развитием рынков аддиктивных благ и возможностей ее совершенствования. В статье приведена группировка рассматриваемых рынков. На основе теории матриц и комбинаторики показаны зависимости субъектов, объектов, индикаторов. Исходя из целей субъектов и отраслевых особенностей, систематизированы и классифицированы индикаторы развития рынков аддиктивных благ. В соответствии с проблемным полем мониторинга состояния исследуемых рынков предложены направления совершенствования статистической регистрации информации об их развитии. Для характеристики субъектов и объектов рынков аддиктивных благ, их развития разработана система индикаторов, а также сформированы предложения по совершенствованию сбора информации о состоянии рынков аддиктивных товаров и услуг в группировке по их видам. Это, по мнению автора, необходимо в связи с актуальностью задачи существенного улучшения информации, используемой для управления специфическими рынками аддиктивных благ.

Об авторе

Р. Ю. Скоков
Волгоградский государственный аграрный университет
Россия


Список литературы

1. Андриенко Ю.В., Немцов А.В. Оценка индивидуального спроса на алкоголь. Препринт № 89 // Препринты из серии «Научные труды ЦЭФИР и РЭШ». Январь 2006. URL: http://www.cefir.ru/download.php?id=626 (дата обращения 28.08.2012).

2. Данишевский К. Демографический кризис в России: оптимальные пути преодоления // Отечественные записки. 2006. № 29 (2). С. 50-62.

3. Дмитриев В.К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. / сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худоркомов. - Т. III: Эпоха социальных переломов / отв. ред. А.Г. Худоркомов. - М.: Мысль, 2005. - 896 с.

4. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия: докл. Обществ. палаты Рос. Федерации от 13 мая 2009 г. - М.: Асконлайн, 2009.

5. Коротаев А., Халтурина Д. Русский водочный крест. URL: http://alcomarket.info/CRNAP/print.asp?NewsId=48474 (дата обращения: 24.11.2013).

6. Левин М.И., Фенько А.Б. Экономические модели аддиктивного поведения. URL: http://finbiz.spb.ru/download/4_2008_levin.pdf (дата обращения: 19.08.2012).

7. Пономарева М.С. Алкоголизм среди молодежи: экономические оценки: магистерская диссертация. - М., 2009. - 116 с. URL: https://www.hse.ru/data/2009/11/19/1226959516/диссертация_Пономарева.pdf (дата обращения: 17.08.2012).

8. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 144 с.

9. Berger M.C., Leigh J.P. The effect of alcohol use on wages // Applied Economics. 1988. Vol. 20 (10). P. 1343-1351.

10. Lopez A.D., et. al. Global burden of disease and risk factors. N. Y.: Oxford University Press, 2006. - 476 p.

11. WHO Global status report on alcohol 2004. Country profile. URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2004/9241562722_(425KB).pdf (дата обращения 23.11.2013).


Рецензия

Для цитирования:


Скоков Р.Ю. Развитие методологии статистического анализа рынков аддикгивных благ. Вопросы статистики. 2016;(5):63-69. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-5-63-69

For citation:


Skokov R.Yu. Development of the methodology for statistical analysis of markets for addictive goods. Voprosy statistiki. 2016;(5):63-69. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-5-63-69

Просмотров: 312


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)