Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Влияние мер алкогольной политики на динамику дорожно-транспортных происшествий в регионах России

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-5-50-62

Полный текст:

Аннотация

В статье оценивается эффективность воздействия мер алкогольной политики на динамику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в российских регионах. Анализ основан на региональных данных Росстата за период 2001-2013 гг. Выборка включала 962 единицы наблюдения в 74 субъектах Российской Федерации. Оценивалась зависимость частоты возникновения дорожно-транспортных происшествий от таких мер алкогольной политики, как введение запрета на ночную торговлю спиртным и повышение цен на алкогольную продукцию. Контролировались другие факторы, способные оказывать влияние на распространенность ДТП в регионе, такие как плотность населения, обеспеченность жителей региона автомобилями, уровень безработицы. При этом учитывалось то обстоятельство, что в ряде регионов России существенная доля потребляемого алкоголя производится и реализуется нелегально. С этой целью в программу анализа дополнительно был включен показатель числа проверок, осуществляемых уполномоченными государственными органами, в ходе которых были выявлены правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции. В результате эконометрического анализа было выявлено положительное влияние мер по ограничению времени торговли алкоголем на сокращение числа совершаемых ДТП. Кроме того, было установлено, что в регионах, где осуществляется строгий контроль над незаконным производством и оборотом спиртных напитков, на снижение количества ДТП влияет более раннее время начала действия запрета на торговлю алкогольной продукцией. Одновременно была установлена отрицательная взаимосвязь уровня ДТП с такими показателями, как плотность населения и уровень безработицы. В то же время проведенный анализ не позволил сделать однозначного вывода о характере влияния ценовых механизмов алкогольной политики государства на дорожно-транспортную ситуацию в субъектах Российской Федерации.

Об авторах

Марина Григорьевна Колосницына
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Н. А. Хоркина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


А. Ю. Волков
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения (архив), собираемых в рамках деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/stat/archive/

2. http://www.kremlin.ru/supplement/152

3. Центральная база статистических данных Росстата. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=2371001

4. Индексы потребительских цен на товары и услуги. Центральная база статистических данных Росстата. URL: http://www.gks. ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1902001

5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138623506156

7. . URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1138623506156

8. Колосницына М.Г., Хоркина Н.А., Доржиев Х.Н. Влияние ценовых мер государственной антиалкогольной политики на потребление спиртных напитков в России // Экономическая политика. 2015. Т. 10. № 5. С. 171-190.

9. Anderson P., Baumberg B. Alcohol in Europe: A public health perspective. A report for the European Commission. London: Institute of Alcohol Studies, 2006.

10. Babor T., Caetano R., Casswell S., Edwards G., Giesbrecht N., Graham K., Rossow I. Alcohol: No ordinary commodity. Oxford: United Kingdom University Press, 2010.

11. Chaloupka F., Grossman M., Saffer H. The effects of price on alcohol consumption and alcohol-related problems // Alcohol Research & Health. 2002. Vol. 26. No. 1. P. 22-34.

12. Chang K., Wu C., Ying Y. The effectiveness of alcohol control policies on alcohol-related traffic fatalities in the United States // Accident Analysis and Prevention. 2012. Vol. 45. P. 406-415.

13. Connor J., Casswell S. Alcohol-related harm to others in New Zealand: Evidence of the burden and gaps in knowledge // New Zealand Medical Journal. 2012. Vol. 125. No. 1360. P. 11-27.

14. Duailibi S., Ponicki W., Grube J., Pinsky I., Lara-njeira R., Raw M. The effect of restricting opening hours on alcohol-related violence // American Journal of Public Health. 2007. Vol. 97. No. 12. P. 2276-2280.

15. Grimm M., Treibich C. Determinants of road traffic crash fatalities across Indian States // Health Economics. 2013. Vol. 22. No. 8. P. 915-930.

16. Kolosnitsyna M., Sitdikov M., Khorkina N. Availability restrictions and alcohol consumption: A case of restricted hours of alcohol sales in Russian regions // International Journal of Alcohol and Drug Research. 2014. Vol. 3. No. 3. P. 193-201.

17. Kossova T., Kossova E., Sheluntcova M. Investigating the volume and structure of alcohol consumption and their impact on life expectancy in Russian regions // HSE Working papers. 2014. WP BRP 82/EC/2014.

18. McMillan G., Lapham S. Effectiveness of bans and laws in reducing traffic deaths: Legalized Sunday packaged alcohol sales and alcohol-related traffic crashes and crash fatalities in New Mexico // American Journal of Public Health. 2006. Vol. 96. No. 11. P. 1944-1948.

19. Muller A. Business recession, alcohol consumption, drinking and driving laws: Impact on Oklahoma motor vehicle fatalities and fatal crashes // American Journal of Public Health. 1989. Vol. 79. No. 10. P. 1366-1370.

20. OECD. Taking harmful use of alcohol. Paris, 2015.

21. Popova S., Giesbrecht N., Bekmuradov D., Patra J. Hours and days of sale and density of alcohol consumption and damage: A systematic review // Alcohol & Alcoholism. 2009. Vol. 44. No. 5. P. 500-516.

22. Pridemore W., Chamlin M., Kaylen M., Andreev E. The effects of the 2006 Russian alcohol policy on alcohol-related mortality: An interrupted time series analysis // Clinical and Experimental Research. 2014. Vol. 38. No. 1. P. 257-266.

23. Pridemore W., Chamlin M., Kaylen M., Andreev E. The impact of a national alcohol policy on deaths due to transport accidents in Russia // Addiction. 2013. Vol. 108. No. 12. P. 2112-2118.

24. Pulido J., Indave-Ruiz B., Colell-Ortega E., Ruiz-Garcнa M., Bartroli M., Barrio G. Population-based studies on alcohol-related harm in Spain // Revista Española de Salud Pública. 2014. Vol. 88. No. 4. P. 493-513.

25. Radaev V.V. Impact of a new alcohol policy on homemade alcohol consumption and sales in Russia // Alcohol and Alcoholism. 2015. Vol. 50. No. 3. P. 365-372.

26. Ramstedt M. Alcohol and fatal accidents in the United States - A time series analysis for 1950-2002 // Accident Analysis and Prevention. 2008. Vol. 40. No. 4. P. 1273-1281.

27. Rezaei S., Bagheri Lankarani K., Karami Matin B., Bazyar M., Hamzeh B., Najafi F. Determinant of road traffic crash fatalities in Iran: A longitudinal econometric analysis // Journal of research in health science. 2015. Vol. 15. No. 3. P. 163-167.

28. Saar I. Do alcohol excise taxes affect traffic accidents? Evidence from Estonia // Traffic Injury Prevention. 2015. Vol. 16. No. 3. P. 213-218.

29. Skorobogatov A. The effect of closing hour restrictions on alcohol use and abuse in Russia // HSE Working papers. 2014. WP BRP 63/EC/2014.

30. Traynor T.L. Regional economic conditions and crash fatality rates - A cross-county analysis // Journal of Safety Research. 2008. Vol. 39. No. 1. P. 33-39.

31. Wagenaar A.C., Tobler A.L., Komro K.A. Effects of alcohol tax and price policies on morbidity and mortality: a systematic review // American Journal of Public Health. 2010. Vol. 100. No. 11. P. 2270-2278.

32. Wilkinson J.T. Reducing drunken driving: which policies are most effective? // Southern Economic Journal. 1987. Vol. 54. No. 2. P. 322-334.

33. World Health Organization. Global status report on alcohol and health. 2014.

34. World Health Organization. The global strategy to reduce the harmful use of alcohol. 2010.

35. Xuan Z., Blanchette J.G., Nelson T.F., Heeren T.C., Nguyen T.H., Naimi T.S. Alcohol policies and impaired driving in the United States: Effects of driving - vs. drinking-oriented policies // International Journal of Alcohol and Drug Research. 2015. Vol. 4. No. 2. P. 119-130.

36. Young D., Bielinska-Kwapisz A. Alcohol prices, consumption, and traffic fatalities // Southern Economic Journal. 2006. Vol. 72. No. 3. P. 690-703.

37. Young D., Likens T. Alcohol regulation and auto fatalities // International Review of Law and Economics. 2000. Vol. 20. No. 1. P. 107-126.


Рецензия

Для цитирования:


Колосницына М.Г., Хоркина Н.А., Волков А.Ю. Влияние мер алкогольной политики на динамику дорожно-транспортных происшествий в регионах России. Вопросы статистики. 2016;(5):50-62. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-5-50-62

For citation:


Kolosnitsyna M.G., Khorkina N.A., Volkov A.Yu. Influence of alcohol policy on the dynamics of road accidents in Russian regions. Voprosy statistiki. 2016;(5):50-62. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-5-50-62

Просмотров: 442


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)