Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-3-27-38

Аннотация

Статья посвящена современным проблемам статистики торговли и анализу статистических данных о торговой деятельности. В ней выделены три наиболее важных для развития экономики и социальной жизни направления статистики торговли. Во-первых, на основе предложенной системы показателей описаны скорость и тенденции развития товарной массы, охарактеризованы организационные структуры торговли, приведены оценки товарных ресурсов с позиции продовольственной и товарной безопасности, а также возможностей импортозамещения. Рассмотрены сдвиги в структуре розничного товарооборота, что косвенно указывает на определенные изменения в благосостоянии населения. Выявлены некоторые тенденции изменений в соотношении крупных и малых торговых предприятий, которые, на взгляд автора, носят негативный характер. Во-вторых, дается статистическая оценка роли и места торговли в российской экономике. Рассматриваются четыре статистических показателя, оценивающих долю торговли в макроэкономике, - по валовой добавленной стоимости (ВДС); общему объему основного капитала торговли; численности торговых работников; финансово-экономическим результатам торговой деятельности. Показатели ВДС и рентабельности продаж свидетельствуют о сокращении доли торговли. Поэтому есть основания считать, что наметилась тенденция некоторого уменьшения роли торговли в российской экономике. Однако имеется определенное противоречие: по показателям основных фондов и производительности труда такое снижение не обнаружено. Это может быть связано как с инерционностью в торговой деятельности, так и с инфляционными явлениями. В-третьих, посредством статистических методов выявлены и проанализированы главные закономерности формирования уровня жизни населения с учетом социального расслоения потребителей, которые находят отражение в данных о результатах торговой деятельности. В статье показаны тенденции развития товарооборота на душу населения, которые рассматриваются в контексте подходов к рыночной оценке уровня жизни, прежде всего посредством показателей, исчисленных в фактических и постоянных (сопоставимых) ценах. Определены территориальные различия по объему товарооборота на душу населения, измерено влияние факторов, обусловивших эти различия. Особое внимание уделено проблеме оценки социального расслоения населения, основанной на социально-экономической статистике с широким использованием в расчетах данных статистики торговли. Исследование базируется на расчетах автора, выполненных на основе данных, содержащихся в статистических сборниках и справочниках Росстата, и некоторых материалах, размещенных в Интернете.

Об авторе

Игорь Константинович Беляевский
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Россия


Список литературы

1. Беляевский И.К. Потребительский рынок как важнейший фактор благосостояния // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 6. С. 96-105.

2. Беляевский И.К. Статистика в маркетинге // Вопросы статистики. 2013. № 9. С. 19-27.

3. Беляевский И.К. Статистика торговли: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы статистики. 2012. № 8. С. 42-52.

4. Беляевский И.К. Экономическое и социальное развитие торговли: статистические характеристики рынка товаров потребительского назначения // Экономическая теория, анализ, практика (ЭТАП). 2012. № 2. С. 125-145.

5. Годин А.М. Статистика: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 458 с.

6. Российский статистический ежегодник. 2012. Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 786 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 717 с.

8. Россия. 2014: стат. справочник / Росстат. - М., 2014. - 62 с.

9. Россия в цифрах. 2014. Крат. стат. сб. / Росстат. -М., 2014. - 558 с.

10. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007. Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. -505 с.

11. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2013. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. -327 с.

12. Статистика: Учебник / В.Г. Минашкин [и др.]. Под ред. В.Г. Минашкина. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2005. - 272 с.

13. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года. URL:http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9.

14. Торговля в России. 2009. Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 629 с.

15. Торговля в России. 2011. Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 519 с.

16. Торговля в России. 2013. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 511 с.

17. Центральная база статистических данных (ЦБСД) Федеральной службы государственной статистики (Росстата). URL: http://cbsd.gks.ru.


Рецензия

Для цитирования:


Беляевский И.К. Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли. Вопросы статистики. 2015;(3):27-38. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-3-27-38

For citation:


Belyayevskiy I. THREE TRENDS IN THE RESEARCH OF THE CONSUMER MARKET ON THE BASIS OF TRADE STATISTICS. Voprosy statistiki. 2015;(3):27-38. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-3-27-38

Просмотров: 743


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)