

Интегральные оценки детского благополучия
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2024-31-4-34-55
Аннотация
В статье изложены результаты разработки и апробации интегральной оценки благополучия детей в России. Авторы опираются на подход, используемый такими международными организациями, как ЮНИСЕФ и ОЭСР, в рамках которого детское благополучие определяется как совокупность параметров, влияющих на жизнь детей в настоящее время и в будущем. Особое внимание уделено решению исследовательского вопроса о том, какие показатели с учетом доступности и достоверности эмпирической базы должны быть представлены в индексе детского благополучия для характеристики его экономической составляющей.
Предложенный авторами Статистический индекс детского благополучия (СИДБ) включает 27 показателей, основанных на официальных данных статистики и итогах выборочных обследований Росстата, позволяющих оценить уровень благополучия детей в регионах России. Каждый из этих показателей можно отнести к определенному домену и типу результатов. В домен «Материальное благополучие» СИДБ включено шесть индикаторов и показателей, отражающих наличие у ребенка и его семьи ресурсов для достижения конечных целей его развития.
В работе представлены результаты апробации субиндекса «Материальное благополучие» по данным за 2020–2022 гг. в региональном разрезе. Они позволяют анализировать динамику данного субиндекса, сравнивать уровни экономического благополучия детей в российских регионах, объективно оценивать достижения и выделять проблемы в обеспечении детского благополучия в целом.
Ключевые слова
Об авторах
И. Е. КалабихинаРоссия
Калабихина Ирина Евгеньевна – д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой народонаселения, экономический факультет,
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1.
О. В. Кучмаева
Россия
Кучмаева Оксана Викторовна – д-р экон. наук, профессор, зам. зав. кафедрой народонаселения, экономический факультет,
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1.
З. Г. Казбекова
Россия
Казбекова Зарина Германовна – научный сотрудник кафедры народонаселения, экономический факультет,
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1.
Е. А. Середкина
Россия
Середкина Екатерина Андреевна – аспирант кафедры народонаселения, экономический факультет; научный сотрудник,
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
119034, г. Москва, Пречистенская наб., д. 11.
Список литературы
1. Andrews A.B., Kaufman N.H. Implementing the U.N. Conventionon the Rights of the Child: A Standard of Living Adequate for Development. Westport, CT: Praeger, 1999. 280 p.
2. ЮНИСЕФ. Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах. Доклад Исследовательского центра «Инноченти». Выпуск 7. Флоренция: Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти», 2007. 55 c.
3. Ben-Arieh A. Measuring and Monitoring the Well-Being of Young Children Around the World. UNESCO, 2006. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147444 (дата обращения 26.06.2024).
4. Кислицына О.А. Международный опыт измерения качества жизни (благополучия) детей // Проблемы современной экономики. 2018. Т. 3. № 67. С. 103–106.
5. Main G., Besemer K. Children's Material Living Standards in Rich Countries. In Handbook of Child Well-Being (Eds.) Ben-Arieh A., Casas F., Frønes I., Korbin J. // Dordrecht: Springer, 2014. P. 1445–1477. URL: https://doi.org/10.1007/978-90-481-9063-8_189.
6. Gross-Manos D., Bradshaw J. The Association Between the Material Well-Being and the Subjective Well-Being of Children in 35 Countries // Child Indicators Research. 2022. Vol. 15. P. 1–33. https://doi.org/10.1007/s12187-021-09860-x.
7. Adamson P. Child Well-being in Rich Countries: A Comparative Overview. Innocenti Report Card 11. Florence: UNICEF Office of Research – Innocenti, 2013. 56 p.
8. Gromada A., Rees G., Chzhen Ye. Worlds of Influence: Understanding What Shapes Child Well-being in Rich Countries. Innocenti Report Card 16. Florence: UNICEF Office of Research – Innocenti, 2020. 68 p.
9. OECD. How's Life? 2015: Measuring Well-Being. Paris: OECD Publishing, 2015. 264 p. https://doi.org/10.1787/how_life-2015-en.
10. Bradshaw J. et al. Local Index of Child Well-Being. Summary Report, London: Queen’s Printer and Controller of Her Majesty’s Stationery Office, 2009. URL: https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/ukgwa/20120919122719/http://www.communities.gov.uk/documents/communities/pdf/1126232.pdf.
11. Land K.C. Foundation for Child Development. National Child and Youth Well-Being Index (CWI). New York: Foundation for Child Development, 2012. 31 p.
12. Jordan A., Rees E. Children’s Well-Being Indicator Review, UK: 2020. Office for National Statistics. 2020.. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/wellbeing/articles/childrenswellbeingindicatorreviewuk2020/2020-09-02 (дата обращения 24.06.2024).
13. Measuring National Well-being: Measures of Well- Being for Children and Young People Consultation Response. Office for National Statistics. 2016. URL: https:// webarchive.nationalarchives.gov.uk/20160105231738/http://www.ons.gov.uk/ons/about-ons/get-involved/consultations-and-user-surveys/consultations/measuringnational-well-being--measures-of-well-being-for-childrenand-young-people---consultation-response/index.html.
14. Federal Interagency Forum on Child and Family Statistics. America’s Children: Key National Indicators of Well-Being. U.S. Government Printing Office, 2021. 204 p.
15. Bradshaw J., Hoelscher P., Richardson D. An Index of Child Well-Being in the European Union // Social Indicators Research. 2007. Vol. 80. P. 133–177. https://doi.org/10.1007/s11205-006-9024-z.
16. Gordon D. et al. Using Multiple Indicator Cluster Survey (MICS) and Demographic and Health Survey (DHS) Data to Measure Child Poverty. UNICEF MICs Conference Poverty Paper, 2003. URL: https://www.bristol.ac.uk/poverty/downloads/childpoverty/UNICEF%20MICs%20conference%20poverty%20paper.pdf (дата обращения 25.06.2024).
17. Wong Y.C., Wong T.Y., Wang Y. Xu. Poverty and Quality of Life of Chinese Children: From the Perspective of Deprivation // International Journal of Social Welfare. 2015. Vol. 24. No. 3. P. 236–247. https://doi.org/10.1111/ijsw.12115.
18. Minujin A., Nandy S. Global Child Poverty and Well-Being: Measurement, Concepts, Policy and Action. Policy Press: Bristol, 2012. 590 p. https://doi.org/10.1332/policypress/9781847424822.003.0001.
19. Main G. et al. Inequality, Material Well-Being, and Subjective Well-Being: Exploring Associations for Children Across 15 Diverse Countries // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 97. P. 3–13. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.06.033.
20. Main G., Bradshaw J. An Index of Child Material Deprivation // Child Indicators Research. 2012. Vol. 5. No. 3. P. 503–521. https://doi.org/10.1007/s12187012-9145-7.
21. Saunders P., Naidoo Y. Poverty, Deprivation and Consistent Poverty // Economic Record. 2009. Vol. 85. No. 271. P. 417–432. https://doi.org/10.1111/j.14754932.2009.00565.x.
22. Гарифулина Э.Ш., Ипатова А.А. Опрос детей как обязательный элемент формирования индекса детского благополучия // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 139–148. https://doi org/ 10 .17759/pse.2021260611.
23. Зайцева Н.Г. и др. Визуализация оценки субъективного благополучия подростков // Социальные науки и детство. 2023. Т. 4. № 3. С. 7–31. https://doi.org/10.17759/ssc.2023040301.
24. Скрябина Я.А. Детское благополучие: социально-демографические аспекты // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3. № 2–3. С. 107–119. https://doi.org/10.17759/ssc.2022030207.
25. Тупикина Е.Н., Кочева Е.В., Матев Н.А. Построение интегрального показателя, характеризующего положение детей в регионе // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Статистика и вызовы современности». М.: МЭСИ. 2015. С. 507–510.
26. Как измерить благополучие детей в российских регионах: методические материалы / Под редакцией И.Е. Калабихиной. М.: ООО «МАКС Пресс», 2023. 98 с. URL: https://cwb-index.fondtimchenko.ru/upload/iblock/794/r6o16la2j746wmftn2tv4sambdjgvla1.pdf.
27. Калабихина И.Е. и др. Гендерно ориентированное бюджетирование. Сборник ресурсных материалов / Научн. ред. И.Е. Калабихина. Казахстан, Алматы: Структура «ООН-Женщины», 2014. 150 с.
28. Quality Standards for Development Evaluation. OECD. DAC Guidelines and Reference Series. Paris: OECD Publishing, 2010. 24 p. https://doi.org/10.1787/9789264083905-en.
29. Parsons J., Gokey C., Thornton M. Indicators of Activities, Outputs, Outcomes and Impacts in Security and Justice Programming. 2013. URL: https://www.vera.org/publications/indicators-of-inputs-activities-outputs-outcomes-and-impacts-in-security-and-justice-programming. (дата обращения 24.06.2024)
30. Калабихина И.Е., Середкина Е.А. Стоимость наборов новорождённого и первоклассника как индикаторы материального благополучия семей с детьми в регионах России. Уровень жизни населения регионов России. 2022. Т. 18. № 1. С. 60–71. https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.1.5.
Рецензия
Для цитирования:
Калабихина И.Е., Кучмаева О.В., Казбекова З.Г., Середкина Е.А. Интегральные оценки детского благополучия. Вопросы статистики. 2024;31(4):34-55. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2024-31-4-34-55
For citation:
Kalabikhina I.E., Kuchmaeva O.V., Kazbekova Z.G., Seredkina E.A. Integral Assessments of Child Well-Being. Voprosy statistiki. 2024;31(4):34-55. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2024-31-4-34-55