Экспериментальные композитные индикаторы циклического реагирования в обследованиях потребительских ожиданий населения
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-4-14-32
Аннотация
В статье предложены теоретическое обоснование и процедура расчета новых композитных индикаторов на основе результатов ежеквартальных обследований потребительских ожиданий населения, проводимых Федеральной службой государственной статистики. Изучены информационные возможности обследований за период 2005–2021 гг. для определения лучшей альтернативы традиционному индексу потребительской уверенности в контексте ранних оценок темпа роста конечного потребления домашних хозяйств в стране. Рассчитан экспериментальный индекс потребительского поведения, отражающий общий профиль в динамике ключевых параметров активности потребителей. Основу для расчета индекса составляют временные ряды первичных индикаторов обследований с высокими коэффициентами кросс-корреляции и подтвержденной причинно-следственной связью со статистическим референтом – темпом роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств. Новый индекс потребительского беспокойства с контрнаправленным профилем оценивает масштабы и тенденции реагирования домашних хозяйств на конъюнктурные шоки в зависимости от величины краткосрочных разрывов между текущими значениями компонент индикатора с их долгосрочным средним значением.
В соответствии с предложенной процедурой статистического тестирования временных рядов и расчета новых индикаторов был проведен кросс-корреляционный анализ, исследована причинность по Грейнджеру, применен метод главных компонент, выделены ненаблюдаемые компоненты циклического характера в динамике индекса потребительского поведения и его референта с помощью статистических фильтров Ходрика – Прескотта, Кристиано – Фицджеральда и Калмана, а также продемонстрировано пофазное движение циклических компонент. Подтверждены статистически значимое циклическое соответствие и тесная связь опережающего и совпадающего характера между композитным индексом обследований и темпом роста конечного потребления населения.
Об авторах
Л. А. КитрарРоссия
Китрар Людмила Анатольевна – канд. экон. наук, заместитель директора
101000, г. Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2
Т. М. Липкинд
Россия
Липкинд Тамара Михайловна – ведущий эксперт
101000, г. Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2
Р. А. Устинова
Россия
Устинова Регина Алексеевна – студентка второго курса магистратуры факультета экономических наук, программа «Статистический анализ в экономике»
101000, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11
Список литературы
1. Katona G. Psychological Analysis of Business Decisions and Expectation // American Economic Review. 1946. Vol. 36. No. 1. P. 44–63.
2. Katona G. Psychological Analysis of Economic Behaviour. New York: McGraw-Hill, 1951.
3. Katona G. Rational Behavior and Economic Behavior // Psychological Review. 1953. Vol. 60. Iss. 5. P. 307–318. doi: https://doi.org/10.1037/h0060640.
4. Katona G. Repetitiousness and Variability of Consumer Behavior // Human Relations. 1959. Vol. 12. Iss. 1. P. 35–49.
5. Katona G. Consumer Behavior: Theory and Findings on Expectations and Aspirations // American Economic Review. 1968. Vol. 58. No. 2. P. 19–30.
6. Katona G. Consumer Durable Spending: Explanations and Prediction // Brookings Papers on Economic Activity. 1971. Vol. 1. P. 234–239.
7. UN. Handbook on Economic Tendency Surveys United Nations. New York: UN, 2015. 145 p.
8. Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Остапкович Г.В. Новый Индекс делового климата в обрабатывающей промышленности России // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 8. С. 15–24.
9. Китрар Л., Липкинд Т. Анализ взаимосвязи индикатора экономических настроений и роста ВВП // Экономическая политика. 2020. T. 16. № 6. С. 8–41. doi: https://doi.org/10.18288/1994-5124-2020-6-8-41.
10. Китрар Л.А., Липкинд Т.М. Развитие композитных индикаторов циклического реагирования в конъюнктурных обследованиях // Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 2. С. 24–41. doi: https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-2-24-41.
11. Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Усов Н.А. Прогнозирование роста ВВП с учетом кризисных шоков на основе результатов обследований деловой активно-сти // Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 4. С. 80–95. doi: https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-4-80-95.
12. Friedman M. A Theory of the Consumption Function // National Bureau of Economic Research. Princeton University Press, 1957. P. 20–37.
13. Campbell J.Y., Mankiw G. Consumption, Income, and Interest Rates: Reinterpreting the Time Series Evidence // NBER Macroeconomics Annual. Vol. 4. MIT Press, 1989. P. 185–245.
14. Blanchard O., Fischer S. Lectures on Macroeconomics. Cambridge: MIT Press, 1989. 664 p.
15. Juster F.Th., Wachtel P. Anticipatory and Objective Models of Durable Goods Demand // Explorations in Economic Research. 1974. Vol. 1. No. 2. P. 136–188.
16. Mishkin F.S. Consumer Sentiment and Spending on Durable Goods // Brookings Papers on Economic Activity. 1978. Vol. 1. P. 217–232.
17. Throop A.W. Consumer Sentiment: Its Causes and Effects // Federal Reserve of San Francisco Review. 1992. Vol. 1. P. 35–39.
18. Fuhrer J.C. What Role Does Consumer Sentiment Play in the U.S. Macroeconomy? // New England Economic Review. 1993. Vol. 1. P. 32–44.
19. Carroll C.D., Fuhrer J.C., Wilcox D.W. Does Consumer Sentiment Forecast Household Spending? If So, Why? // American Economic Review. 1994. Vol. 84. No. 5. P. 1397–1408.
20. Bram J., Ludvigson S.C. Does Consumer Confidence Forecast Household Expenditure? A Sentiment Index Horse Race // Economic Policy Review. 1998. Vol. 4. No. 2. P. 59–78.
21. Lovell M.C. Why Was the Consumer Feeling so Sad? // Brooking Papers on Economic Activity. 1975. Vol. 2. P. 473–479.
22. Granger С.W.J. Investigating Casual Relations by Econometric Methods and Cross-Spectral Methods // Econometrica. 1969. Vol. 37. No. 3. P. 424–438. doi: https://doi.org/10.2307/1912791.
23. Howrey E.Ph. The Predictive Power of the Index of Consumer Sentiment // Brookings Papers on Economic Activity. 2001. No. 1. P. 175–216.
24. Garner C.A. Consumer Confidence After September 11 // Economic Review – Federal Reserve Bank of Kansas City. 2002. Vol. 87. Iss. Q II. P. 1–21.
25. Nardo M. The Quantification of Qualitative Survey Data: A Critical Assessment // Journal of Economic Surveys. 2003. Vol. 17. Iss. 5. P. 645–668.
26. Desroches B., Gosselin M.A. Evaluating Threshold Effects in Consumer Sentiment // Southern Economic Journal. 2004. Vol. 70. Iss. 4. P. 942–952.
27. Ludvigson S.C. Consumer Confidence and Consumer Spending // Journal of Economic Perspectives. 2004. Vol. 18. No. 2. P. 29–50.
28. Croushore D. Do Consumer-Confidence Indexes Help Forecast Consumer Spending in Real Time? // The North American Journal of Economics and Finance. 2005. Vol. 16. Iss. 3. P. 435–450. doi: https://doi.org/10.1016/j.najef.2005.05.002.
29. Keyfitz R. US Consumers and the War in Iraq: The Non-Economics of Consumer Confidence // Business Economics. 2004. Vol. 39. No. 2. P. 28–23.
30. Curtin R.T. Current Research and Development Agenda for the U. S. Consumer Surveys. OECD Workshop, Brussels, Belgium, November 21, 2003.
31. Curtin R.T. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // Journal of Business Cycle Measurement and Analysis. 2007. Vol. 3. No. 1. P. 7–42. doi: https://doi.org/10.1787/jbcma-v2007-art2-en.
32. Curtin R.T. A Consumer Expectations: Micro Foundations and Macro Impact. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 360 p. doi: https://doi.org/10.1017/9780511791598.
33. Dees S., Soares B.P. Consumer Confidence as a Predictor of Consumption Spending: Evidence for the United States and the Euro Area // International Economics. 2013. Vol. 134. P. 1–14.
34. Lahiri K., Zhao Y. Determinants of Consumer Sentiment Over Business Cycles: Evidence from the US Surveys of Consumers // Journal of Business Cycle Research. 2016. Vol. 12. Iss. 2. P. 187–215. doi: https://doi.org/10.1007/s41549-016-0010-5.
35. Malgarini M., Margani P. Psychology, Consumer Sentiment and Household Expenditures // Applied Economics. 2007. Vol. 39. Iss. 13. P. 1719–1729.
36. Campelo A.Jr., Bittencourt V.S., Malgarini M. Consumers Confidence and Households Consumption in Brazil: Evidence from the FGV Survey // Journal of Business Cycle Research. 2020. Vol. 16. Iss. 1. P. 19–34. doi: https://doi.org/10.1007/s41549-020-00042-2.
37. Ramalho E.A., Caleiro A., Dionfsio A. Explaining Consumer Confidence in Portugal // Journal of Economic Psychology. 2011. Vol. 32. Iss. 1. P. 25–32.
38. Jonsson A., Lindén S. The Quest for the Best Consumer Confidence Indicator // European Economy – Economic Papers 372. Brussels: European Commission, 2009. URL: https://ec.europa.eu/economy_finance/publications/pages/publication14353_en.pdf.
39. Acemoglu D., Scott A. Consumer Confidence and Rational Expectations: Are Agents’ Beliefs Consistent with the Theory? // The Economic Journal. 1994. Vol. 104. Iss. 422. P. 1–19. doi: https://doi.org/10.2307/2234671.
40. Stock J., Watson M.W. Business Cycle Fluctuations in US Macroeconomic Time Series // Taylor J.B., Woodford M. (eds). Handbook of Macroeconomics. Vol. 1. Part A. North Holland, 1999. P. 3–64.
41. Gayer C., Genet J. Using Factor Models to Construct Composite Indicators from BCS Data – A Comparison with European Commission Confidence Indicators // Economic Papers No. 240. Brussels: European Commission, 2006. 50 p.
42. Архипова М.Ю., Сиротин В.П., Сухарева Н.А. Разработка композитного индикатора для измерения величины и динамики цифрового неравенства в России // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 4. С. 75–87.
43. Stone M., Brooks R.J. Continuum Regression: Cross‐Validated Sequentially Constructed Prediction Embracing Ordinary Least Squares, Partial Least Squares and Principal Components Regression // Journal of the Royal Statistical Society: Series B (Methodological). 1990. Vol. 52. No. 2. P. 237–258.
44. Helland I.S. Some Theoretical Aspects of Partial Least Squares Regression // Chemometrics and Intelligent Laboratory Systems. 2001. Vol. 58. Iss. 2. P. 97–107.
45. Gelper S., Croux C. On the Construction of the European Economic Sentiment Indicator // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 2010. Vol. 72. 72. Iss. 1. P. 47–62. doi: https://doi.org/10.1111/j.1468-0084.2009.00574.x.
46. Nilsson R., Gyomai G. Cycle Extraction: A Comparison of the Phase-Average Trend Method, the Hodrick – Prescott and Christiano – Fitzgerald Filters // OECD Statistics Directorate Working Paper No. 39. 2011. URL: https://ec.europa.eu/economy_finance/db_indicators/surveys/documents/workshops/2008/ec_meeting/nilsson_gyomai_oecd.pdf.
47. Christiano L.J., Fitzgerald T.J. The Band Pass Filter // National Bureau of Economic Research Working Paper 7257. Cambridge, MA: 1999. URL: https:// www.nber.org/system/files/working_papers/w7257/w7257.pdf.
48. Harvey D. From Managerialism to Entrepreneurialism: The Transformation in Urban Governance in Late Capitalism // Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. 1989. Vol. 71. Iss. 1. P. 3–17.
49. Koopman S.J., Durbin J. Fast Filtering and Smoothing for Multivariate State Space Models // Journal of Time Series Analysis. 2000. Vol. 21. Iss. 3. P. 281–296.
50. Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Остапкович Г.В. Декомпозиция и совместный анализ циклов роста в динамике индикатора экономического настроения и индекса физического объема валового внутреннего продукта // Вопросы статистики. 2014. № 9. С. 41–46.
Рецензия
Для цитирования:
Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Устинова Р.А. Экспериментальные композитные индикаторы циклического реагирования в обследованиях потребительских ожиданий населения. Вопросы статистики. 2022;29(4):14-32. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-4-14-32
For citation:
Kitrar L.A., Lipkind T.M., Ustinova R.A. Experimental Composite Indicators of Cyclical Response in Surveys of Consumer Expectations of the Population. Voprosy statistiki. 2022;29(4):14-32. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-4-14-32