Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Инфляция в России: различия между официальными данными и оценками населения

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-3-100-111

Аннотация

Статья посвящена изучению причин формирования различий между официальным измерением инфляции в российской экономике и субъективным восприятием инфляционных процессов населением.

Во вводной части статьи показано, что оценки населением инфляции в России (наблюдаемая населением инфляция) более чем в два раза превышают официальные данные. В научной литературе отсутствует консенсус по объяснению такого смещения, что обусловливает актуальность исследования. Из-за высокого уровня наблюдаемой населением инфляции домашние хозяйства могут полагать, что реальная доходность финансовых инструментов является отрицательной, и предпочесть сбережениям потребление, в том числе за счет кредитов. Цель статьи – определить причины расхождений между официальными показателями инфляции и оценками роста цен на товары и услуги населением.

В основной части статьи проанализированы временные ряды индекса потребительских цен Росстата с 2014 по 2021 г., данные Банка России о наблюдаемой населением инфляции, макроэкономические показатели Международного валютного фонда, в том числе динамика индексов цен 12 групп товаров и услуг в 86 странах. Использованы методы дескриптивного, корреляционного и регрессионного анализа. Обоснованы две основные когнитивные причины, по которым уровень наблюдаемой населением инфляции превышает официальный. Во-первых, в ходе опросов, по мнению автора, респонденты зачастую неверно определяют временные рамки (воспринимая рост цен не за один год, а за период около двух лет). Во-вторых, население (домашние хозяйства в качестве респондентов) обращает внимание прежде всего на товары, подорожавшие наиболее значительно (дополнительно увеличивая разрыв в оценках). Кроме того, население воспринимает завершение скидок на отдельные товары как многократный общий рост цен. На основе межстранового сопоставительного анализа индексов цен автор высказывает предположение, что рост вариативности показателя относительных цен приводит к увеличению расхождений между официальными данными об инфляции и оценками инфляции населением.

В заключительной части статьи сформулированы выводы – авторские позиции по рассматриваемой проблеме, в соответствии с которыми предлагается повышать финансовую и статистическую грамотность россиян для уменьшения различий в оценках инфляции официальной статистикой и населением.

Об авторе

И. Н. Гуров
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Илья Николаевич Гуров – канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита, экономический факультет

119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46



Список литературы

1. Гуров И.Н. Теоретические подходы к обоснованию возможности управления инфляционными ожиданиями в России на современном этапе // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 6. С. 35–51.

2. Гуров И.Н., Куликова Е.Ю. Зависимость между уровнем развития страны и влиянием структуры банковского кредитования на экономический рост // Вопросы экономики. 2021. № 10. С. 51–70. doi: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-10-51-70.

3. Глущенко К.П. Инфляция «официальная» и «реальная» // ЭКО. 2012. № 2(3). С. 71–94.

4. Shembri L.L. Perceived Inflation and Reality: Understanding the Difference. Bank of Canada, 2020. URL: https://www.bankofcanada.ca/2020/08/perceived-inflation-reality-understanding-the-difference/.

5. Abildgren K., Kuchler A. Revisiting the Inflation Perception Conundrum // Journal of Macroeconomics. 2021. Vol. 67. Article 103264. doi: https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2020.103264.

6. Detmeister A., Lebow D., Peneva E. Inflation Perceptions and Inflation Expectations // FEDS Notes. Washington: Board of Governors of the Federal Reserve System, 2016. doi: http://doi.org/10.17016/2380-7172.1882.

7. Гордиевич Т.И. «Проблемы искажения» при расчете индекса потребительских цен // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1. С. 197–206.

8. De Bruine W. et. al. Measuring Consumer Uncertainty about Future Inflation // Journal of Applied Econometrics. 2011. Vol. 26. Iss. 3. P. 454–478. doi: https://doi.org/10.1002/jae.1239.

9. Linden S. Quantified Perceived and Expected Inflation in the Euro Area – How Incentives Improve Consumers Inflation Forecasts // OECD. Joint European Commission – OECD Workshop on International Development of Business and Consumer Tendency Surveys. Brussels, 14–15 November 2005. 22 p.

10. Глущенко К.П. Анализ официальных и альтернативных оценок инфляции // Вестник НГУЭУ. 2015. № 4. С. 41–53.

11. Stanislawska E. Consumers’ Perception of Inflation in Inflationary and Deflationary Environment // Journal of Business Cycle Research. 2019. Vol. 15. Iss. 1. P. 41–71. doi: https://doi.org/10.1007/s41549-019-00036-9.

12. Monica J. Perceived Inflation Persistence // Bank of Canada Working Paper No. 2013-43. Bank of Canada, 2013. 44 p. doi: https://doi.org/10.34989/swp-2013-43.

13. Huber O.W. Frequency of Price Increases and Perceived Inflation. An Experimental Investigation // Journal of Economic Psychology. 2011. Vol. 32. Iss. 5. P. 651–661. doi: https://doi.org/10.1016/j.joep.2011.06.004.

14. Гуров И.Н. Концепция систематически смещенных вверх статических инфляционных ожиданий // IV Российский экономический конгресс «РЭК-2020». Т. IV. Тематическая конференция «Макроэкономика и экономический рост» (сб. мат.) / сост. Е.Т. Гурвич, С.Э. Пекарский. М., 2020. С. 152–156.

15. Слободян С., Воутерс Р. Инфляционные ожидания в опросах и обучение // Деньги и Кредит. 2021. Т. 80. № 2. С. 3–27. doi: https://doi.org/10.31477/rjmf.202102.03.


Рецензия

Для цитирования:


Гуров И.Н. Инфляция в России: различия между официальными данными и оценками населения. Вопросы статистики. 2022;29(3):100-111. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-3-100-111

For citation:


Gurov I.N. Inflation in Russia: Differences Between Official Data and Population's Perception. Voprosy statistiki. 2022;29(3):100-111. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-3-100-111

Просмотров: 708


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)