Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановой анализ

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-70-85

Полный текст:

Аннотация

В данной работе ставилась задача на основе статистических и математико-статистических методов, в том числе методологии международного сопоставительного анализа, выявить тесноту взаимосвязей между показателями масштабов финансирования образования и экономического роста в двух группах стран – входящих и не входящих в ОЭСР. Две выбранные группы стран отличаются уровнем экономического развития: ОЭСР – так называемый клуб богатых стран; вторая группа – развивающиеся страны с относительно низкими доходами. В первой части статьи рассматриваются теоретические и информационно-методологические вопросы, связанные с исследованиями взаимосвязи развития образования и экономического роста, в частности общая теория моделирования инвестиций в человеческий капитал, человеческий капитал в моделях эндогенного роста, принципы формирования эмпирических оценок связи расходов на образование и экономического роста. Во второй части статьи на основе изученных теоретических источников, эмпирических работ и предложенной статистической базы эмпирических расчетов были проверены гипотезы относительно основных факторов экономического роста, а  также обоснована степень их влияния на примере разных групп стран. На основе панельных данных за 1995–2018 гг. строились эконометрические модели связи динамических показателей ВВП и расходов на образование – суммарных и по отдельным уровням обучения – с использованием временных лагов. Результаты расчетов подтверждают гипотезу весьма заметного влияния на ВВП в долгосрочной перспективе совокупных расходов на образование. Однако в странах двух групп полученные зависимости сильно различаются. Если в богатых государствах инвестиции во все ступени образования имеют положительную отдачу в форме прироста ВВП, то в бедных странах положительная отдача пока наблюдается только от инвестиций в начальное образование, тогда как расходы на среднее и профессиональное образование сокращают ВВП. Это может объясняться недостаточной востребованностью образования высокого уровня в экономиках со слабо развитыми технологиями и рынками труда. В качестве выводов авторами формулируются предложения управленческо-методологического характера о необходимости учитывать в образовательной политике государства уровень развития страны и выбирать направления инвестиций, адекватные текущим потребностям экономики. В странах с низким уровнем развития и низким уровнем образования населения отвлечение государственных ресурсов на финансирование профессионального образования в краткосрочной перспективе может привести к замедлению экономического роста. Наоборот, расширение охвата населения массовым начальным образованием может способствовать быстрому росту уже в недалеком будущем.

Об авторах

М. Г. Колосницына
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Колосницына Марина Григорьевна – кандидат экономических наук, профессор Департамента прикладной экономики факультета экономических наук

101100, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20



Ю. Е. Ермолина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ермолина Юлия Евгеньевна – студентка магистратуры факультета экономических наук

101100, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20



Список литературы

1. OECD. Education at a Glance 2020: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2020. doi: https://doi.org/10.1787/69096873-en.

2. Schultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. Vol. 51. No. 1. P. 1–17.

3. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. New York, USA: NBER, 1964. 187 p.

4. Mincer J.A. Schooling, Experience, and Earnings. New York: NBER, 1974. 152 p.

5. Psacharopoulos G., Patrinos H. Returns to Investment in Education: A Decennial Review of the Global Literature // Policy Research Working Paper No. 8402. Washington, DC: World Bank, 2018. doi: https://doi.org/10.1596/1813-9450-8402.

6. Abbas Q., Nasir Z. Endogenous Growth and Human Capital: A Comparative Study of Pakistan and Sri Lanka // The Pakistan Development Review. 2001. Vol. 40. No. 4. Part II. P. 987–1007. doi: https://doi.org/10.30541/v40i4iipp.987-1007.

7. Solow R.M. A Contribution to the Theory of Economic Growth // The Quarterly Journal of Economics. 1956. Vol. 70. Iss. 1. P. 65–94. doi: https://doi.org/10.2307/1884513.

8. Cass D. Optimum Growth in an Aggregative Model of Capital Accumulation // The Review of Economic Studies. 1965. Vol. 32. Iss. 3. P. 233–240. doi: https://doi.org/10.2307/2295827.

9. Uzawa H. Optimal Technical Change in an Aggregate Model of Economic Growth // International Economic Review. 1965. Vol. 6. No. 1. P. 18–31. doi: https://doi.org/10.2307/2525621.

10. Nelson R.R., Phleps E.S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // American Economic Review Proceedings. 1966. Vol. 56. No. 1/2. P. 69–75.

11. Rosen S. A Theory of Life Learning // Journal of Political Economy. 1976. Vol. 84. No. 4. Part 2. P. 45–67. doi: https://doi.org/10.1086/260532.

12. Romer P. Increasing Returns and Long Run Growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94. No. 5. P. 1002–1037. doi: https://doi.org/10.1086/261420.

13. Lucas R.E. Jr. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22. Iss. 1. P. 3–42. doi: https://doi.org/10.1016/0304-3932(88)90168-7.

14. Lucas R.E. Jr. Why Doesn't Capital Flow from Rich to Poor Countries? // American Economic Review. 1990. Vol. 80. No. 2. P. 92–96.

15. Romer P.M. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98. No. 5. Part 2. P. 71–102. doi: https://doi.org/10.1086/261725.

16. Rebelo S. Long-Run Policy Analysis and Long-Run Growth // The Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99. No. 3. P. 500–521. doi: https://doi.org/10.1086/261764.

17. Stokey N.L. Human Capital, Product Quality, and Growth // Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106. Iss. 2. P. 587–616. doi: https://doi.org/10.2307/2937948.

18. Barro R.J. Economic Growth in a Cross Section of Countries // The Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106. Iss. 2. P. 407–443. doi: https://doi.org/10.2307/2937943.

19. Mankiw G.N., Romer D., Weil D.N. A Contribution to the Empirics of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1992. Vol. 107. Iss. 2. P. 407–437. doi: https://doi.org/10.2307/2118477.

20. Benos N., Zotou S. Education and Economic Growth: A Meta-Regression Analysis // MPRA Paper No. 46143. 2013. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/46143/1/MPRA_paper_46143.pdf.

21. Arnold J., Bassanini A., Scarpetta S. Solow or Lucas? Testing Growth Models Using Panel Data from OECD Countries // OECD Economics Department Working Papers, No. 592. Paris: OECD Publ., 2007. P. 1–27. doi: https://doi.org/10.1787/028487061153.

22. Tallman, E., Wang P. Human Capital and Endogenous Growth: Evidence from Taiwan // Journal of Monetary Economics. 1994. Vol. 34. Iss. 1. P. 101–124. doi. https://doi.org/10.1016/0304-3932(94)01152-4.

23. Levine R., Renelt D. A sensitivity analysis of cross-country growth regressions // The American Economic Review. 1992. Vol. 82. No. 4. P. 942–963.

24. Griliches Z. Education, Human Capital and Growth: A Personal Perspective // Journal of Labor Economics. 1997. Vol. 15. No. 1. Part 2. P. 330–344. doi: https://doi.org/10.1086/209865.

25. Krueger A.B., Lindahl M. Education for Growth: Why and for Whom? // Journal of Economic Literature. 2001. Vol. 39. No. 4. P. 1101–1136. doi: https://doi.org/10.1257/jel.39.4.1101.

26. Khan H., Bashar O.K.M.R. Social Expenditure and Economic Growth: Evidence from Australia and New Zealand Using Cointegration and Causality Tests // The Journal of Developing Areas. 2015. Vol. 49. No. 4. P. 285–300. doi: https://doi.org/10.1353/jda.2015.0137

27. Tsai C.-L., Hung M.-C., Harriott K. Human Capital Composition and Economic Growth // Social Indicators Research. 2010. Vol. 99. Iss. 1. P. 41–59. doi: https://doi.org/10.1007/s11205-009-9565-z.

28. Clark R., Matsukura R., Ogawa N. Low Fertility, Human Capital, and Economic Growth: The Importance of Financial Education and Job Retraining // Demographic Research. 2013. Vol. 29. P. 865–884. doi: https://doi.org/10.4054/demres.2013.29.32.


Для цитирования:


Колосницына М.Г., Ермолина Ю.Е. Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановой анализ. Вопросы статистики. 2021;28(3):70-85. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-70-85

For citation:


Kolosnitsyna M.G., Ermolina Yu.E. Public Spending on Education and Economic Growth: Cross-Country Analysis. Voprosy statistiki. 2021;28(3):70-85. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-70-85

Просмотров: 71


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)