Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Цифровые технологии в повседневной жизни россиян

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-45-55

Полный текст:

Аннотация

Развитие инноваций меняет привычную среду жизни людей, влияет на их уровень и образ жизни. Авторами обосновываются основные факторы, определяющие отношение россиян к инновациям и способствующие их распространению в повседневной жизни. Результаты исследования базируются на данных выборочных обследований, в частности Комплексного наблюдения условий жизни населения (2016 г.), Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (2018 г.), а также на материалах Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) и авторского исследования, проведенного в 2017 г. в Москве и Московской области. Исследование проведено с использованием методов статистического анализа данных. Применение метода классификационных деревьев выявило основные факторы, оказывающие влияние на использование в повседневной практике инновационных технологий. С помощью факторного анализа были определены особенности использования интернета россиянами. Процедура двухэтапного кластерного анализа позволила сформировать две типологические группы (кластеры) респондентов в зависимости от использования такой инновационной практики, как дистанционные финансовые услуги. Позитивное отношение к инновациям и информационно-коммуникационным технологиям определяется опытом применения современных технологий в образовательном процессе, возрастом и заинтересованностью (готовностью) респондентов к использованию инноваций и цифровых технологий в повседневной жизни. Отношение к инновациям определяется во многом психологическими характеристиками респондента, его готовностью воспринимать инновации. Несмотря на различные масштабы распространения таких инновационных практик, как использование планшета и дистанционные финансовые услуги, их распространенность определяется схожими факторами. На макроуровне влияние оказывают параметры образа и качества жизни в различных типах поселений, включенность в современные технологии на рабочем месте. Социально-профессиональный статус человека играет бо́льшую роль, чем вид экономической деятельности.

Об авторах

О. В. Кучмаева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Кучмаева Оксана Викторовна – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры народонаселения экономического факультета

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 46



М. Ю. Архипова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Архипова Марина Юрьевна – доктор экономических наук, профессор, профессор департамента статистики и анализа данных, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории измерения благосостояния

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20



Список литературы

1. Sirotin V., Arkhipova M. Innovation Activity and ICT development of Russian Region. Proceedings 23rd International Conference for the International Association of Management of Technology «Science, Technology and Innovation in the Age of Economic, Political and Security Challenges», Washington : International Association for Management of Technology (IAMOT). 2014.

2. Группа Мирового Банка– «Цифровые дивиденды. Обзор» (2016). URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDRWDR2016Overview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840BOUO-9.pdf.

3. Blind K., Jungmittag A. Trade and the impact of innovations and standards: the case of Germany and the UK // Applied Economics. 2005. Vol. 37. № 12.

4. Evangelista R., Vezzani A. The economic impact of technological and organizational innovations. A firm-level analysis, Research Policy. 2012. № 39 (10).

5. Larrimore Oulette L. Economic growth and breakthrough innovations: A case study of nanotechnology // Economic Research Working Paper. 2015. № 29. URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_econstat_wp_29.pdf.

6. Gera S., Gu W. The Effect of Organizational Innovation and Information and Communications Technology on Firm Performance, International Productivity Monitor, Centre for the Study of Living Standards. 2004. Vol. 9.

7. Cohen A.J. Innovation and economic growth. URL: http://www.progressivepolicy.org/.

8. Evangelista R., Guerrieri P., Meliciani V. The economic impact of digital technologies in Europe // Economics of Innovation and New Technology. 2014. Vol. 23, No. 8. DOI: 10.1080/10438599.2014.918438.

9. Greenstone M., Looney A. A Dozen Economic Facts about Innovation. POLICY MEMO. 2011. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/08_innovation_greenstone_looney.pdf.

10. Ford E.S. et al. Explaining the Decrease in U.S. Deaths from Coronary Disease, 1980–2000. New England Journal of Medicine. 2007. Vol. 356(23).

11. Lichtenberg F.R. Pharmaceutical Innovation and Longevity Growth in 30 Developing and High-income Countries, 2000–2009. NBER Working Papers 18235. National Bureau of Economic Research, Inc. 2012

12. Lichtenberg F.R. The quality of medical care, behavioral risk factors, and longevity growth // International Journal of Health Care Finance and Economics. 2011. Vol. 11(1).

13. Murphy K.M., Topel R.H. The Value of Health and Longevity // Journal of Political Economy. 2006. Vol. 114 (4).

14. Arkhipova M., Sirotin V. Innovative Development and Quality of Life Interaction. Science, Technology and Innovation in the Emerging Markets Economy Proceedings of The 22th International Conference on Management of Technology (IAMOT 2013). Brazil. Porto Alegre. 2013.

15. Архипова М.Ю. Инновации и уровень жизни населения: исследование взаимосвязи и основных тенденций развития // Вопросы статистики. 2013. № 4.

16. Архипова М.Ю., Кучмаева О.В. Социальный запрос россиян на инновации (по данным выборочного обследования) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 2.

17. Зайцева А.С., Шувалова О.Р. Новые акценты в развитии инновационной деятельности: инновации, инициируемые пользователями // Форсайт. 2011. № 2.

18. Chernovich E., Miles I. D., Polyakova V. Household Technology and the Sustainability of Consumer Behavior in Moscow. Sustainability, 2015. Vol. 8 (1).

19. Fourt L.A., Woodlock J.W. Early prediction of market success for new grocery products // Journal of Marketing. 1960. Vol. 25.

20. Mansfield E. Technical Change and the Rate of Imitation // Econometrica. 1961. Vol. 29 (4).

21. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York: Free Press. 2003.

22. Bass F. A new product growth model for consumer durables // Management Science. 1969. Vol. 15 (5).

23. Patrícia S. Davis' Technology Acceptance Model (TAM) (1989). Information Seeking Behavior and Technology Adoption: Theories and Trends. 2015. URL: https://www.igi-global.com/gateway/chapter/127133/.

24. Архипова М.Ю., Кучмаева О.В. Способы получения статистических данных об инновациях и их распространении. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 10. С. 279–295.


Для цитирования:


Кучмаева О.В., Архипова М.Ю. Цифровые технологии в повседневной жизни россиян. Вопросы статистики. 2021;28(3):45-55. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-45-55

For citation:


Kuchmaeva O.V., Arkhipova M.Yu. Digital Technologies in Everyday Life of the Russians. Voprosy statistiki. 2021;28(3):45-55. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-45-55

Просмотров: 78


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)