Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Эффекты влияния экономико-технологического развития ИТ-сегмента на цифровую трансформацию розничной торговли

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-11-18-35

Полный текст:

Аннотация

В статье ее авторами представлены результаты измерения межотраслевых экономико-технологических эффектов, позволяющих определить степень зависимости между макроэкономическими сегментами, продуцирующими цифровые технологии и внедряющими их. Цель работы - выявить наличие и установить силу связи между данными сегментами в части существующих локализованных отраслевых эффектов, выражающихся в переносе технологий из ИТ-сегмента в розничную торговлю. Основой для эмпирических расчетов выступили данные опросов руководителей российских ИТ-компаний и организаций розничной торговли о сложившемся состоянии цифровой и деловой активности.

Авторами работы были обозначены и проверены несколько конкретных гипотез, общий смысл которых сводился к предположению, что розничная торговля в текущей фазе экономического развития в России действительно восприимчива к возникающим тенденциям в быстро изменяющемся секторе ИТ-услуг, способна оперативно и эффективно реагировать на рост цифровой активности ИТ-компаний увеличением инвестиций в цифровые технологии и повышением интенсивности их применения в бизнес-процессах. В частности, были выдвинуты и протестированы гипотезы, касающиеся влияния деловой активности в сегменте ИТ-услуг на прирост оборота электронной торговли, использование интернет-площадок, технологий Big Data, технологий виртуальной и дополненной реальности в организациях торговли, а также гипотезы, предполагающие наличие связи между разработкой мобильных приложений в ИТ-сегменте и использованием мобильных технологий, ожиданиями относительно роста электронного товарооборота в организациях розничной торговли.

Полученные результаты дали доказательную базу для большинства выдвинутых гипотез, тем самым подтвердив теоретическое предположение авторов о существовании конкретных эффектов влияния развития ИТ-сегмента на межотраслевые технологические переносы, выявили существующую специфику проникновения и распространение актуальных технологических трендов в торговлю, а также показали, что ИТ-сегмент в настоящее время выступает важным составляющим в процессе цифровой трансформации российских розничных организаций.

Об авторах

И. С. Лола
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия

Лола Инна Сергеевна - кандидат экономических наук, заместитель директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний.

101000, Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2



М. Б. Бакеев
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия

Бакеев Мурат Булатович - аналитик Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний.

101000, Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2



Список литературы

1. UNCTAD. Digital Economy Report 2019. Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries. United Nations, 2019. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf (date last accessed 30.09.2019).

2. Brookings Institution. Trends in the Information Technology sector. 2019. URL: https://www.brookings.edu/research/trends-in-the-information-technology-sec-tor/ (date last accessed 30.09.2019).

3. IBM Institute for Business Value. The coming AI revolution in retail and consumer products. 2019. URL: https://www.ibm.com/downloads/cas/NDE0G4LA (date last accessed 30.09.2019).

4. BCG. A Leadership Agenda for the Next Decade. 2018. URL: https://www.bcg.com/publications/2018/win-ning-the-20s-leadership-agenda-for-next-decade.aspx (date last accessed 30.09.2019).

5. McKinsey & Company. Twenty-five years of digitalization: ten insights how to play it right. 2019. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/business%20iunctions/mckinsey%20digital/our%20insights/twenty-five%20years%20of%20digitization%20ten%20insights%20into%20how%20to%20play%20it%20right/mgi-briefing-note-twenty-five-years-of-digitization-may-2019.ashx (date last accessed 30.09.2019).

6. Оганесян Т.К. и др. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса / Отв. ред.: Д. С. Медовников. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

7. World Economic Forum. Digital Transformation Initiative. Executive Summary. 2018. URL: http://reports.weforum.org/digital-transformation/wp-content/blogs.dir/94/mp/files/pages/files/dti-executive-summary-20180510.pdf (date last accessed 30.09.2019).

8. OECD. Productivity Growth in the Digital Age. 2019. URL: https://www.oecd.org/going-digital/produc-tivity-growth-in-the-digital-age.pdf (date last accessed 30.09.2019).

9. Calvino F. et al. A taxonomy of digital intensive sectors. OECD Science, Technology and Industry Working Papers, No. 2018/14. OECD Publishing: Paris, 2018.

10. Syverson C. Challenges to mismeasurement explanations for the US productivity slowdown, 2017. Journal of Economic Perspectives, 31(2), 165-86.

11. Goldfarb A., Gans J., Agrawal A. The Economics of Artificial Intelligence: An Agenda. University of Chicago Press, 2019.

12. OECD. Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future. OECD Publishing: Paris, 2019.

13. IMF. Measuring the Digital Economy. IMF Staff Report. Washington, D. C. 2018.

14. World Bank. Russia Digital Economy Report, Competing in the Digital Age: Policy Implications for the Russian Federation. Washington, D.C.: World Bank, 2018.

15. European Commission. The Digital Economy and Society Index. 2019. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (date last accessed 30.09.2019).

16. Taylor E. Mobile payment technologies in retail: a review ofpotential benefits and risks, 2016. International Journal of Retail & Distribution Management, 44(2), 159-177.

17. Morimura F., Sakagawa Y. Information technology use in retail chains: Impact on the standardisation of pricing and promotion strategies and performance, 2018. Journal of Retailing and Consumer Services, 45, 81-91.

18. Ferracuti N. et al. A business application of RTLS technology in Intelligent Retail Environment: Defining the shopper’s preferred path and its segmentation, 2019. Journal of Retailing and Consumer Services, 47, 184-194.

19. Reinartz W., Wiegand N., Imschloss M. The impact of digital transformation on the retailing value Chain, 2019. International Journal of Research in Marketing.

20. Chen H., Felt M.H., Huynh K.P. Retail payment innovations and cash usage: accounting for attrition by using refreshment samples, 2017. Journal of the Royal Statistical Society: Series A (Statistics in Society), 180(2), 503-530.

21. Grewal D., Roggeveen A.L., Nordfalt J. The future of retailing, 2017. Journal of Retailing, 93(1), 1-6.

22. Perry A. Consumers’ acceptance of smart virtual closets, 2016. Journal of Retailing and Consumer Services, 33, 171-177.

23. Rese A. et al. How augmented reality apps are accepted by consumers: A comparative analysis using scales and opinions, 2017. Technological Forecasting and Social Change, 124, 306-319.

24. Bailey A.A. et al. Mobile payments adoption by US consumers: an extended TAM, 2017. International Journal of Retail & Distribution Management, 45(6), 626-640.

25. Chi T. Understanding Chinese consumer adoption of apparel mobile commerce: An extended TAM approach, 2018. Journal of Retailing and Consumer Services, 44, 274-284.

26. Kaushik A.K., Rahman Z. An alternative model of self-service retail technology adoption, 2015. Journal of Services Marketing, 29(5), 406-420.

27. Hagberg J., Sundstrom M., Egels-Zanden N. The digitalization of retailing: an exploratory framework, 2016. International Journal of Retail & Distribution Management, 44(7), 694-712.

28. Pantano E., Priporas C.V., Dennis C. A new approach to retailing for successful competition in the new smart scenario, 2018. International Journal of Retail & Distribution Management, 46(3), 264-282.

29. Willems K. et al. The path-to-purchase is paved with digital opportunities: An inventory of shopper-oriented retail technologies, 2017. Technological Forecasting and Social Change, 124, 228-242.

30. Poncin I. et al. Smart technologies and shopping experience: Are gamification interfaces effective? The case of the Smartstore, 2017. Technological Forecasting and Social Change, 124, 320-331.

31. Roy S.K. et al. Constituents and consequences of smart customer experience in retailing, 2017. Technological Forecasting and Social Change, 124, 257-270.

32. Vrontis D., Thrassou A., Amirkhanpour M. B2C smart retailing: A consumer-focused value-based analysis of interactions and synergies, 2017. Technological Forecasting and Social Change, 124, 271-282.

33. Ferreira J.J., Fernandes C I., Ferreira F.A. To be or not to be digital, that is the question: Firm innovation and performance, 2019. Journal of Business Research, 101, 583-590.

34. Chou Y.C., Chuang H.H.C., Shao B.B. The impact of e-retail characteristics on initiating mobile retail services: A modular innovation perspective, 2016. Information & Management, 53(4), 481-492.

35. Pantano E. et al. Does innovation-orientation lead to retail industry growth? Empirical evidence from patent analysis, 2017. Journal of Retailing and Consumer Services, 34, 88-94.

36. Pantano E., Priporas C.V., Stylos N. Knowledge Push Curve (KPC) in retailing: Evidence from patented innovations analysis affecting retailers’ competitiveness, 2018. Journal of Retailing and Consumer Services, 44, 150-160.

37. Pantano E.,Vannucci V. Who is innovating? An exploratory research of digital technologies diffusion in retail industry, 2019. Journal of Retailing and Consumer Services, 49, 297-304.

38. Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Остапкович Г.В. Квантификация качественных признаков в конъюнктурных обследованиях // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 4. С. 49-63.

39. European Commission. The Joint Harmonized EU Programme of Business and Consumer Surveys - User Guide, 2016. URL: https://ec.europa.eu/economy_fi-nance/db_indicators/surveys/documents/bcs_user_guide_en.pdf (date last accessed 30.09.19).

40. Китрар Л.А., Лола И.С. Особенности конъюнктурного измерения цифровой активности предпринимателей в России: подход, индикаторы, пилотные результаты // Вопросы статистики. 2019. Т. 26 № 8. С. 28-42.

41. Китрар Л.А., Лола И.С. Кластеризация предпринимательских оценок отраслевых событий в малом торговом бизнесе // Вопросы статистики. 2016. № 1. С. 26-37.

42. Crosilla L., Malgarini M. Behavioural models for manufacturing firms: an analysis based on ISAE survey data, 2010. URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/db_indicators/surveys/documents/workshops/2010/ec_meeting/crosilla_malgarini_isae.pdf (date last accessed 30.09.2019) .

43. Mitchell J., Smith R.J., Weale M.R. Aggregate versus disaggregate survey-based indicators of economic activity. London: National Institute of Economic and Social Research, No. 194. 33 p. Series: National Institute discussion paper, 2002.

44. Souiden N., Ladhari R., Chiadmi N.E. New trends in retailing and services, 2019. Journal of Retailing and Consumer Services, 50, 694-712.

45. Deloitte. Tech Trends 2019. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/br/Documents/technology/DI_TechTrends2019.pdf (date last accessed 30.09.2019).


Для цитирования:


Лола И.С., Бакеев М.Б. Эффекты влияния экономико-технологического развития ИТ-сегмента на цифровую трансформацию розничной торговли. Вопросы статистики. 2019;26(11):18-35. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-11-18-35

For citation:


Lola I.S., Bakeev M.B. Effects of Influence of Economic and Technological Development of IT Segment on Digital Transformation of Retail Trade. Voprosy statistiki. 2019;26(11):18-35. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-11-18-35

Просмотров: 176


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)