Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Заочное высшее образование в России: экономико-статистический анализ

Полный текст:

Аннотация

В статье на основе данных Росстата и административной статистики, обследования рабочей силы за 2016 г. и выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших  среднее профессиональное и высшее образование, дана оценка масштабов и динамики  высшего заочного образования в России, проанализированы социально-демографические  характеристики студентов-заочников и их положение на рынке труда в сравнении с  положением выпускников очной формы обучения. Подтверждено высказываемое  специалистами мнение о том, что заочное высшее образование выступает альтернативным каналом социальной мобильности для групп молодежи с ограниченными  ресурсами. Поэтому, как полагает автор, существенное ограничение возможностей  получения заочного образования в качестве первого высшего может сократить потенциал  вертикальной образовательной мобильности для части населения. Не обнаружено  существенных различий в положении выпускников очной и заочной форм обучения на  рынке труда. Они занимают практически аналогичные позиции в профессионально- должностной иерархии; не существует принципиальных различий и в оплате труда (по  усредненным показателям заработной платы).

Об авторе

Елена Яковлевна Варшавская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

д-р экон. наук, профессор, кафедра управления человеческими ресурсами, факультет бизнеса и менеджмента

105187, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33, каб. 627



Список литературы

1. Озерова О.К., Кобыща В.В. Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика (2005-2011 гг.) // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 246-256.

2. Пугач В.Ф. Распределение российских студентов по формам обучения // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 98-107.

3. Угольнова Л.Е. Заочная форма обучения в учреждениях высшего профессионального образования: характеристики обучающихся // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 200-211.

4. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152-182.

5. Капелюшников Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Часть II // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 120-147.

6. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 14. № 3. С. 326-348.

7. Flabbi L., Paternostrod S., Tiongson E.R. Returns to Education in the Economic Transition: a Systematic Assessment Using Comparable Data // Economics of Education Review. 2008. Vol. 27. No. 6. P. 724-740.

8. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

9. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91.

10. Рощин С., Рудаков В. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2016. № 8. С. 74-95.


Для цитирования:


Варшавская Е.Я. Заочное высшее образование в России: экономико-статистический анализ. Вопросы статистики. 2018;25(7):31-39.

For citation:


Varshavskaya E.Ya. Part-time Higher Education in Russia: Economic and Statistical Analysis. Voprosy statistiki. 2018;25(7):31-39. (In Russ.)

Просмотров: 203


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)