Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты статистического анализа состояния российской системы высшего образования. Рас-смотрены следующие вопросы: специфика деятельности и ведомственная принадлежность организаций высшего образования, численность приведенного контингента студентов по организациям высшего образования и по областям образования, участие организаций высшего образования разного типа в подготовке специалистов (по областям образования), территориальное рас-положение организаций высшего образования и доступность высшего образования в различных регионах, филиалы вузов и их территориальное распределение.
Исследование основано на данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, про-веденного в 2015 г. Министерством образования и науки Российской Федерации. Особенностью исследования является высокая репрезентативность выборки - 94,7% вузов и 93,4% филиалов. Характеристики вузов и филиалов, данные о результатах их деятельности структурированы по разным признакам и наглядно представлены в таблицах. Результаты анализа могут быть интересны для исследователей и аналитиков в сфере образования, поскольку содержат агрегированные количественные данные, характеризующие систему высшего образования как России в целом, так и ее отдельных регионов в частности.
Разветвленная сеть российских организаций высшего образования охватывает 84 субъекта и 421 город страны. Большинство организаций высшего образования и обучающихся в них студентов находится в европейской части России. Основная часть вузов и филиалов расположена в крупных городах и городах - административных центрах. Как правило, вузы осуществляют подготовку студентов сразу по нескольким областям образования. Есть и специализированные вузы - медицинские, творческие, сельскохозяйственные, в которых большинство студентов обучается по профильным специальностям. Треть российских вузов имеют филиалы, которые в основном расположены в том же субъекте или федеральном округе Российской Федерации, что и головной вуз (это особенно характерно для организаций высшего образования Центрального федерального округа).

Об авторе

Алиса Валерьевна Меликян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия
старший преподаватель факультета компьютерных наук


Список литературы

1. Меликян А.В. Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 58-66.

2. Бабурина Т.Н. Проблемы мониторинга эффективности современного российского образовательного процесса // Гражданское общество и правовое государство. 2015. № 1. С. 112-117.

3. Докучаев И.И. Мониторинг эффективности вузов России как радикальный метод реформы отечественного образования: политико-правовые аспекты // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. № 3 (23). С. 91-95.

4. Егоршин А.П., Гладышева И.А. Мониторинг эффективности вузов: мифы и реальность // Высшее образование сегодня. 2015. № 8. С. 2-9.

5. Ильинский И.М. Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 3-9.

6. Зернов В.А. Негосударственный сектор высшего образования в контексте мониторинга эффективности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 42-49.

7. Лагирева И.А. Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края (по материалам Мониторинга эффективности 2014 года) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6 (59). С. 61-75.

8. Меликян А.В. Статистический анализ системы высшего образования в Центральном федеральном округе // Вопросы статистики. 2015. № 10. С. 39-47.

9. Стрелков Н.С., Торопова Н.А., Пенкин Н.П. Анализ деятельности медицинских вузов, по материалам мониторинга эффективности // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2016. № 1. С. 20-27.

10. Торопова Н.А., Пенкин Н.П. Мониторинг эффективности как механизм повышения качества образовательной среды медицинских вузов // International Scientific Review. 2016. № 3 (13). С. 103-113.

11. Сергеева В.В. Оценка уровня конкуренции на рынке российских вузов с использованием модифицированной модели Панзара - Росса // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 230-245.

12. Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201-233.


Для цитирования:


Меликян А.В. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вопросы статистики. 2017;(1):26-35.

For citation:


Melikyan A.V. STATISTICAL ANALYSIS OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM. Voprosy statistiki. 2017;(1):26-35. (In Russ.)

Просмотров: 680


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)