СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Исследование основано на данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, про-веденного в 2015 г. Министерством образования и науки Российской Федерации. Особенностью исследования является высокая репрезентативность выборки - 94,7% вузов и 93,4% филиалов. Характеристики вузов и филиалов, данные о результатах их деятельности структурированы по разным признакам и наглядно представлены в таблицах. Результаты анализа могут быть интересны для исследователей и аналитиков в сфере образования, поскольку содержат агрегированные количественные данные, характеризующие систему высшего образования как России в целом, так и ее отдельных регионов в частности.
Разветвленная сеть российских организаций высшего образования охватывает 84 субъекта и 421 город страны. Большинство организаций высшего образования и обучающихся в них студентов находится в европейской части России. Основная часть вузов и филиалов расположена в крупных городах и городах - административных центрах. Как правило, вузы осуществляют подготовку студентов сразу по нескольким областям образования. Есть и специализированные вузы - медицинские, творческие, сельскохозяйственные, в которых большинство студентов обучается по профильным специальностям. Треть российских вузов имеют филиалы, которые в основном расположены в том же субъекте или федеральном округе Российской Федерации, что и головной вуз (это особенно характерно для организаций высшего образования Центрального федерального округа).
Об авторе
Алиса Валерьевна МеликянРоссия
старший преподаватель факультета компьютерных наук
Список литературы
1. Меликян А.В. Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 58-66.
2. Бабурина Т.Н. Проблемы мониторинга эффективности современного российского образовательного процесса // Гражданское общество и правовое государство. 2015. № 1. С. 112-117.
3. Докучаев И.И. Мониторинг эффективности вузов России как радикальный метод реформы отечественного образования: политико-правовые аспекты // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. № 3 (23). С. 91-95.
4. Егоршин А.П., Гладышева И.А. Мониторинг эффективности вузов: мифы и реальность // Высшее образование сегодня. 2015. № 8. С. 2-9.
5. Ильинский И.М. Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 3-9.
6. Зернов В.А. Негосударственный сектор высшего образования в контексте мониторинга эффективности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 42-49.
7. Лагирева И.А. Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края (по материалам Мониторинга эффективности 2014 года) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6 (59). С. 61-75.
8. Меликян А.В. Статистический анализ системы высшего образования в Центральном федеральном округе // Вопросы статистики. 2015. № 10. С. 39-47.
9. Стрелков Н.С., Торопова Н.А., Пенкин Н.П. Анализ деятельности медицинских вузов, по материалам мониторинга эффективности // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2016. № 1. С. 20-27.
10. Торопова Н.А., Пенкин Н.П. Мониторинг эффективности как механизм повышения качества образовательной среды медицинских вузов // International Scientific Review. 2016. № 3 (13). С. 103-113.
11. Сергеева В.В. Оценка уровня конкуренции на рынке российских вузов с использованием модифицированной модели Панзара - Росса // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 230-245.
12. Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201-233.
Рецензия
Для цитирования:
Меликян А.В. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вопросы статистики. 2017;(1):26-35.
For citation:
Melikyan A.V. STATISTICAL ANALYSIS OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM. Voprosy statistiki. 2017;(1):26-35. (In Russ.)