Preview

Вопросы статистики

Расширенный поиск

Российские работники с высшим образованием: анализ образовательных специальностей

https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-9-65-74

Аннотация

Цель работы - проанализировать структуру и социально-демографические характеристики работников с высшим образованием, окончивших вузы по различным направлениям подготовки, а также оценить соотношение специальности по диплому и текущего занятия работника (образовательно-профессиональное несоответствие). Эмпирической основой анализа выступают данные обследования населения по проблемам занятости за 2014 г. Показано, что структура работников по полученным в вузах специальностям дифференцирована по гендерным, возрастным и поселенческим характеристикам. Среди молодых работников существенно выше доля выпускников экономических и юридических специальностей и ниже доля имеющих высшее техническое и педагогическое образование, чем среди работников старших возрастов. Различаясь по профессиональной структуре, молодые и пожилые работники предъявляют спрос на разные рабочие места и напрямую не конкурируют на рынке труда. Установлено, что профессиональная структура спроса на российском рынке труда не соответствует структуре предложения дипломированного труда. Почти 30% занятых отрицают наличие связи между полученной специальностью и текущей работой. Имеет место существенная дифференциация работников по направлениям подготовки с точки зрения верности избранной профессии, вероятности восходящей и нисходящей мобильности. Наиболее благополучной является группа специалистов в области здравоохранения, самой проблемной - обладатели дипломов аграрных вузов. В «женских» специальностях, к которым относится педагогика и экономика, мужчины гораздо чаще женщин работают не по профессии, и наоборот, в «мужской» инженерной специальности женщины чаще мужчин работают не по профилю.

Об авторе

Елена Яковлевна Варшавская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России // Прикладная эконометрика. 2007. № 1. С. 30-57.

2. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13. № 2. С. 172-216.

3. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

4. Nordin M., Persson I., Rooth D. Education-Occupation Mismatch: Is There an Income Penalty? // IZA Discussion Paper No 3806. 2008.

5. Robst J. Education, Job Match: The Relatedness of College Major and Work // Economics of Education Review. 2007. Vol. 26. No 4. Р. 397-407.

6. Robst J.Education, College Major, Job Match: Gender Differences in Reasons for Mismatch // Education Economics. 2007. Vol. 15. No 2. P. 159-175.


Рецензия

Для цитирования:


Варшавская Е.Я. Российские работники с высшим образованием: анализ образовательных специальностей. Вопросы статистики. 2016;(9):65-74. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-9-65-74

For citation:


Varshavskaya E.Ya. Russian employees with higher education: analysis of areas of study. Voprosy statistiki. 2016;(9):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2016-0-9-65-74

Просмотров: 501


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-6383 (Print)
ISSN 2658-5499 (Online)