Предоставление населению государственных и муниципальных услуг в электронной форме в современном мегаполисе (на примере г. Москвы)
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2023-30-5-37-52
Аннотация
Расширение спектра предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронном виде, повышение их качества занимают важное место в государственной политике Российской Федерации в области государственного управления. В статье авторы с применением статистических методов исследуют востребованность Интернета жителями г. Москвы для получения государственных и муниципальных услуг и аргументируют возможные направления расширения контингента получателей электронных услуг.
В качестве информационной базы использованы микроданные Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за 2017–2022 гг. по г. Москве. Опрос проводился среди москвичей в возрасте 15 лет и старше (от 6,3 до 10,9 тыс. респондентов в зависимости от года наблюдения). Доля москвичей, получавших государственные и муниципальные услуги в электронной форме, за исследуемый период почти удвоилась (выросла и удовлетворенность москвичей качеством полученных электронных услуг).
Представленная авторами типология получателей государственных и муниципальных услуг позволяет сделать вывод, что доля жителей г. Москвы, предпочитающих исключительно очный формат предоставления услуг, значительно сократилась за 2017–2022 гг. В 2022 г. не более 5% москвичей получали государственные и муниципальные услуги без использования Интернета (по данным указанного обследования, это преимущественно лица старшего возраста, часто с более низким уровнем образования). Проведенный статистический анализ выявил причины неиспользования Интернета москвичами, что позволяет более предметно и адресно оказывать информационную и образовательную поддержку населению, осознающему преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронном формате.
Ключевые слова
Об авторах
М. Ю. АрхиповаРоссия
Архипова Марина Юрьевна – д-р экон. наук, профессор, профессор департамента статистики и анализа данных, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
А. А. Червякова
Россия
Червякова Анна Александровна – канд. экон. наук, научный сотрудник Института социальной политики, стажер-исследователь департамента статистики и анализа данных
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Список литературы
1. Южаков В.Н. Качество государственных и муниципальных услуг: усилия и результаты административной реформы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 52–72.
2. Попов Е.В. Цифровой диалог граждан с властью. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 2 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/800818575.pdf (дата обращения 06.06.2023).
3. Кузина Л.С. Кто и почему не пользуется интернетом в России. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 2 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/810217629.pdf (дата обращения 08.06.2023).
4. Попов Е.В., Стрельцова Е.А. Цифровые навыки населения в регионах России. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 3 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/767680649.pdf (дата обращения 08.06.2023).
5. Степанова А.М. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: исследование, анализ, направления совершенствования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. Т. 1. № 9. С. 30–33.
6. Поляк Ю.Е. Электронные услуги: готовы ли к ним государство и население? // Россия и современный мир. 2012. Т. 2. № 75. С. 174–184.
7. Завьялова Е.А., Погадаева Н.Ю. Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 2. С. 219–228. doi: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-2-219-228.
8. Антонова Н.Е., Леонов С.Н. Административная реформа в Хабаровском крае: результаты и проблемы // Региональная экономика: теория и практика. 2012. Т. 10. № 21. С. 2–10.
9. Родионов М.Г. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Актуальные проблемы финансов в экономике и социальной сфере. Омск: Образование – Информ, 2018. С. 154–164.
10. Большакова Ю.М. Востребованность и качество государственных и муниципальных услуг в Республике Коми: социологический анализ // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8. № 1(39). С. 118–125.
11. Козловец О.И. Совершенствование предоставления государственных услуг // Форум. 2023. Т. 3. № 29. С. 112–115.
12. Дамбуева В.Ю. Оценка качества процесса взаимодействия многофункциональных центров и органов государственной и муниципальной власти (на примере города Москвы) // Вестник экспертного совета. 2021. Т. 3. № 26. С. 3–9.
13. Архипова М.Ю., Сиротин В.П. Особенности Москвы как мирового цифрового мегаполиса. Сборник. Цифровая экономика как драйвер экономического и социального развития: мат. IV Междун. научн. конф. (1–3 декабря 2022 г.) / под ред. М.Ю. Архиповой, В.Е. Афониной. М.: Одинцовский филиал МГИМО МИД России, 2023. C. 39–56.
14. Тумгоев Р.А. Улучшение центров госуслуг в городе Москве // Экономика и предпринимательство. 2018. Т. 7. № 96. С. 345–354.
15. Кабанова Е.Е., Медведева Н.В., Ветрова Е.А. Оценка качества государственных услуг в многофункциональных центрах Москвы // Социальная политика и социология. 2019. Т. 18. № 1. С. 89–96. doi: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2019-18-1-89-96.
16. Кирбякова М.А., Арчакова Д.А. Система взаимодействия государственной власти и общества // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 24. С. 271–276.
17. Классификация и кластер / под ред. Дж. Вэн Райзина. М.: Мир, 1980. 389 с.
18. Матвеева Н.С. Исторические и организационные аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами // Муниципальная академия. 2023. № 1. С. 22–26. doi: https://doi.org/10.52176/2304831X_2023_01_22.
19. Исупова И.Н. Многофункциональные центры как основной механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг населению в России // Общество: политика, экономика, право. 2009. № 1–2. С. 12–18.
20. Попов Е.В., Кузина Л.С. Доступ в интернет: золотой век смартфона. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 2 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/639788844.pdf (дата обращения 08.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Архипова М.Ю., Червякова А.А. Предоставление населению государственных и муниципальных услуг в электронной форме в современном мегаполисе (на примере г. Москвы). Вопросы статистики. 2023;30(5):37-52. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2023-30-5-37-52
For citation:
Arkhipova M.Yu., Cherviakova A.A. Providing the Population with State and Municipal Services in Electronic Format in a Modern Megalopolis (Case Study: Moscow). Voprosy statistiki. 2023;30(5):37-52. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2023-30-5-37-52