Пространственно-временной статистический анализ подготовки кадров с высшим образованием в субъектах Приволжского федерального округа
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2023-30-4-54-65
Аннотация
Цель исследования – комплексная, пространственно-временная оценка интенсивности развития высшего образования в Приволжском федеральном округе (ПФО) на основе данных региональной статистики и с учетом экономических и демографических особенностей субъектов ПФО.
Приводятся результаты статистического анализа ключевых показателей подготовки кадров с высшим образованием в субъектах ПФО, а также обосновывается влияние отраслевых особенностей региональных экономик на структуру выпускников вузов по направлениям подготовки и специальностям. Аргументируется заключение о том, что имеют место существенные диспропорции и негативные тенденции в динамике основных показателей подготовки кадров с высшим образованием в субъектах ПФО. При сохранении выявленных тенденций прогнозируется снижение к 2024 г. в регионах ПФО таких показателей, как численность студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в расчете на 10 000 человек населения и выпуск бакалавров, специалистов, магистров в расчете на 10 000 человек населения, на 36–58% относительно уровня 2015 г.
Подчеркивается, что выявленные на основе межрегионального сравнительного анализа особенности в системе направлений подготовки и специальностей высшего образования в субъектах ПФО, обусловленные трансформацией, происходящей в экономической сфере, не соответствуют в должной мере сложившейся отраслевой структуре экономики регионов.
По мнению авторов, от необходимого в нынешних условиях существенного повышения регионального потенциала в сфере высшего образования в каждом из субъектов ПФО во многом будет зависеть достижение Целей устойчивого развития к 2030 г.
Об авторах
В. Н. АфанасьевРоссия
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой статистики и эконометрики
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13
Т. В. Лебедева
Россия
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры статистики и эконометрики
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13.
Список литературы
1. Семенов А.А., Гуртов В.А. Прогнозирование численности студентов в вузах России // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 73–78. 2. Кожухова В.Н. Моделирование и прогнозирование динамики численности студентов высших учебных заведений Самарской области // Вестник Самарского муниципального института управления. 2010. № 4(15). С. 24–31. 3. Юдина Т.А. Прогнозирование численности потенциальных абитуриентов российских университетов в сложившихся в стране демографических условиях с целью актуализации проблем репутационного менеджмента // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 5. doi: https://doi.org/10.15862/04ECVN519. 4. Пугач В.Ф. Массовое высшее образование в России: особенности динамики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 74–82. doi: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-74-82. 5. Ракачев В.Н., Морозова Е.В. Высшее образование как ресурс политики развития региона: пример Краснодарского края // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 4. С. 827–855. doi: https://doi.org/10.22363/2313-14382022-24-4-827-855. 6. Карамурзов Б.С. Региональный вуз в современной России // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 59–64. 7. Курбатова М.В. и др. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 91–112. doi: https://doi.org/10.17323/1811038X-2022-31-1-91-112. 8. Корчагин П.В. Проблемы и перспективы развития системы высшего образования в Самарской области // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2017. № 3(49). С. 44–49. 9. Молчанов И.Н. Высшая школа России: новый этап реформирования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12. № 5. С. 203–214. doi: https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-203-214. 10. Арефьев В.П., Михальчук А.А., Арефьев П.В. Факторный анализ динамики связи показателей высшего образования и экономического благосостояния населения РФ // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2(58). С. 41–47. 11. Астахова Н.Н., Федорова М.А., Федоров М.Г. Факторный анализ функционирования и развития рынка высшего образования в Орловской области // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 49–60. doi: https://doi.org/10.20310/1810231X-2022-21-4-49-60. 12. Любимов И., Якубовский И. Высшее образование и экономическое развитие регионов России // Экономическая политика. 2020. Т. 15. № 6. С. 110–139. doi: https://doi.org/10.18288/1994-5124-2020-6-110-139. 13. Блинова Т. Н. и др. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием отраслевой структуре экономики России. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2021. 360 с.
Рецензия
Для цитирования:
Афанасьев В.Н., Лебедева Т.В. Пространственно-временной статистический анализ подготовки кадров с высшим образованием в субъектах Приволжского федерального округа. Вопросы статистики. 2023;30(4):54-65. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2023-30-4-54-65
For citation:
Afanas’ev V.N., Lebedeva T.V. Spatial-Temporal Statistical Analysis of Training of Personnel with Higher Education in the Constituent Entities of the Volga Federal District. Voprosy statistiki. 2023;30(4):54-65. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2023-30-4-54-65