Анализ потребительского спроса в России: двухэтапное построение аналитических индексов
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-4-97-113
Аннотация
В статье развиваются методы построения аналитических («экономических») индексов и направления их применения в анализе потребительского спроса в России на основе официальных статистических данных о потреблении товаров и услуг (468 наименований за период 2012–2017 гг.). «Экономическое» направление индексологии, основанное на использовании теории потребительского спроса, при построении индексов цен и измерении динамики потребления учитывает потребительские предпочтения, а не субъективные оценки статистиков или авторов различных индексных формул. Данное направление имеет длительную историю, восходящую к работе 1924 г. советского экономиста А.А. Конюса. Развитие этой концепции в трудах западных исследователей относится лишь к индивидуальному спросу или спросу домашних хозяйств ввиду отсутствия в неоклассической Economics теории рыночного спроса. В работах последних лет В.К. Горбунова обоснована холистическая (целостная) теория рыночного спроса и развиты методы вычисления аналитических индексов, причем с использованием неоднозначности восстановления функции полезности по конечному набору данных для вариантного определения индексов со следующими характеристиками: оптимистические, пессимистические и объективные.
Для сравнения традиционного и «экономического» направлений индексологии также построены индексы цен и количеств Ласпейреса, Пааше и Фишера. Индексы вычислены на основе как общих статистических данных о ценах и потреблении населения, так и данных в разрезе основных групп потребительских благ: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги. По групповым индексам построены общие (двухэтапные) индексы всех видов и проверено свойство совместности агрегирования. Полученные результаты являются новым примером успешной верификации холистической теории рыночного спроса.
Об авторах
В. К. ГорбуновРоссия
Горбунов Владимир Константинович – д-р физ.-мат. наук, профессор, кафедра цифровой экономики
432017, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42
А. Г. Львов
Россия
Львов Александр Геннадьевич – канд. экон. наук, ведущий специалист
141411, г. Москва, Международное шоссе, 28Б
Список литературы
1. Горбунов В.К., Львов А.Г. Обратная задача теории рыночного спроса и аналитические индексы спроса // Журнал Средневолжского математического общества. 2019. Т. 21. № 1. С. 89–110. doi: https://doi.org/10.15507/2079-6900.21.201901.89-110.
2. Горбунов В.К., Козлова Л.А., Львов А.Г. К проблеме построения аналитических индексов рыночного спроса: вариативный подход // Вопросы статистики. 2020. Т. 27. № 3. С. 65–80. doi: https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-3-65-80.
3. Горбунов В.К. Потребительский спрос: аналитческая теория и приложения. Ульяновск: УлГУ, 2015. URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_1945611.
4. Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика. Вашингтон: МВФ, 2007.
5. ILO, IMF, OECD, EU, UN, WB. Consumer Price Index Manual: Concepts and Methods. Washington, DC: IMF, 2020.
6. Samuelson P.A., Swamy S. Invariant Economic Index Numbers and Canonical Duality: Survey and Synthesis // The American Economic Review. 1974. Vol. 64. No. 4. P. 566–593.
7. Diewert W.E. Exact and Superlative Index Numbers // Journal of Econometrics. 1976. Vol. 4. No. 2. P. 114–145. doi: https://doi.org/10.1016/0304-4076(76)90009-9.
8. Diewert W.E. Superlative Index Numbers and Consistency in Aggregation // Econometrica. 1978. Vol. 46. No. 4. P. 883–900.
9. Triplett J.E. Should the Cost-of-Living Index Provide the Conceptual Framework for a Consumer Price Index? // The Economic Journal. 2001. Vol. 111. No. 472 (June). P. F311–F334.
10. Конюс А.А. Проблема истинного индекса стоимости жизни // Экономический бюллетень Конъюнктурного института. 1924. № 9–10. С. 64–71.
11. Mas-Colell A., Whinston M., Green J. Microeconomic Theory. New York: Oxford Univ. Press, 1995.
12. Gorbunov V.K. Analytical Representation of Concave and Quasiconcave Homogeneous Functions // Optimization. 2017. Vol. 66. No. 4. P. 507–519. doi: https://doi.org/10.1080/02331934.2016.1278000.
13. Козлова М.А. Формула Торнквиста для расчета индекса потребительских цен в России: теория и практика // Вопросы статистики. 2020. Т. 27. № 5. С. 87–94. doi: https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-5-87-94.
14. Afriat S.N. The Construction of Utility Functions from Expenditure Data // International Economic Review. 1967. Vol. 8. No. 1. P. 67–77.
15. Varian H. The Nonparametric Approach to Demand Analysis // Econometrica. 1982. Vol. 50. No. 4. P. 945–973.
16. Varian H. Non-Parametric Tests of Consumer Behaviour // The Review of Economic Studies. 1983. Vol. 50. No. 1. P. 99–110.
17. Gorbunov V.K. The Holistic Theory of the Consumer Market Demand // Competitiveness and the Development of Socio-Economic Systems. Proc. of the IV Int. Sci. Conf. «Competitiveness and the Development of Socio-Economic Systems» dedicated to the memory of Alexander Tatarkin (CDSES 2020), 25–26 November, 2020, Chelyabinsk State University, Russia. London, 2021. Vol. 105-CDSES. P. 476–485. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.04.52.
18. Gorbunov V. Market Demand: A Holistic Theory and Its Verification // MPRA Paper No. 109154. 2021. doi: https://doi.org/10.13140/RG.2.2.14974.92488.
19. Ковалев В.В. и др. Теория статистики с элементами эконометрики в 2 ч. Ч. 2: учеб. для вузов / отв. ред. В.В. Ковалев. М.: Юрайт, 2021.
20. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1986.
21. Иванов Ю.Н. К дискуссии о точности показателей макроэкономической статистики // Вопросы статистики. 2017. Т. 24. № 9. С. 11–18.
22. Шананин А.А. Непараметрические методы анализа структуры потребительского спроса // Математическое моделирование. 1993. Т. 5. № 9. С. 3–17.
23. Кондраков И.А., Поспелова Л.Я., Шананин А.А. Обобщенный непараметрический метод. Применение к анализу товарных рынков // Труды МФТИ. 2010. Т. 2. № 3. С. 32–45.
Рецензия
Для цитирования:
Горбунов В.К., Львов А.Г. Анализ потребительского спроса в России: двухэтапное построение аналитических индексов. Вопросы статистики. 2022;29(4):97-113. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-4-97-113
For citation:
Gorbunov V.K., Lvov A.G. The Analysis of Consumer Demand in Russia: Two-Stage Construction of Analytical Indexes. Voprosy statistiki. 2022;29(4):97-113. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2022-29-4-97-113