Прогноз численности исследователей в Российской Федерации к 2024 году
https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-12-61-72
Аннотация
В статье анализируется возможность реализации российской программы по достижению к 2024 г. ориентира в 400 тыс. исследователей, о котором публично заявил Министр науки и высшего образования Российской Федерации, при выполнении федерального проекта ≪Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок≫, реализуемого в рамках Национального проекта ≪Наука≫. Приводятся ссылки на его высказывания по данной тематике. Анализ базируется на результатах авторских исследований в области науки и образования, официальной информации о населении и занятости, содержащейся в справочниках и ежегодниках Федеральной службы государственной статистики, а также в статистических сборниках Национального университета ≪Высшая школа экономики≫ и применении методов прогнозирования. Рассмотрена ситуация с исследователями на отечественном рынке труда как качественно важного звена в сегменте работающего населения и дана характеристика тех мер, которые предпринимают страны, входящие, как и Россия, в БРИКС, по повышению доли исследователей. На основе изучения зарубежного опыта авторы считают необходимым увеличение заработной платы для указанной группы специалистов (например, в странах БРИКС соотношение средней зарплаты исследователей и средней зарплаты всего работающего населения составляет 3-5 к 1), в то время как в современной России престиж специалистов с ученой степенью невысок. Подтверждением этого служат выводы рейтинговых агентств о низкой заинтересованности российских работодателей в привлечении к работе сотрудников с ученой степенью. Авторы ставят вопрос о создании реальных мотивационных механизмов для заметного увеличения доли исследователей в контингенте работающего населения с целью решения стратегической задачи по повышению качества экономического роста и благосостояния населения.
Ключевые слова
Об авторах
А. К. СкуратовРоссия
Скуратов Алексей Константинович - д-р техн. наук, профессор, старший научный сотрудник, 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 19, стр. 1
А. П. Зубарев
Россия
Зубарев Аркадий Павлович - канд. физ.-мат. наук, старший научный сотрудник, 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 19, стр. 1
Список литературы
1. Башкина Е.М. и др. Приоритеты Стратегии научно-технического развития Российской Федерации в федеральной целевой программе научных исследований и разработок // Инновации. 2019. № 3 (245). C. 3-9.
2. Богачев Ю.С., Васильева Л.В. К проблеме институционального обеспечения воспроизводства человеческого капитала // Вопросы статистики. 2015. № 12. С. 27-35.
3. Зубарев А.П. и др. Моделирование возрастной структуры и мобильности научных кадров // Математическое моделирование. 2018. Т. 30. № 3. С. 67-82.
4. Клопченко В.С. Методы прогнозирования в образовании. Известия Южного федерального университета. 2006. С. 210-214.
5. Шереги Ф.Э. Прогноз образования в России: концепция и эмпирические показатели // Мир России. 2011. № 3. С. 155-181.
6. Кузьминов Я.И. и др. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
7. Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования 2007. № 3. С. 46-64.
8. Петухова О.В., Богомолова А.В., Юдина Т.Н. О подходах к формированию межведомственных статистических ресурсов, необходимых для мониторинга выполнения социальных программ // Вопросы статистики. 2016. № 6. С. 61-71.
9. Плеханов Д.А. Большие данные и официальная статистика: обзор международной практики внедрения новых источников данных // Вопросы статистики. 2017. № 12. С. 49-60.
10. Доклад ЮНЕСКО по науке «На пути к 2030 году». URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/pdf/USR2015_Facts_and_figures_RU.pdf (дата обращения 03.12.2019).
11. Лелюх Е.М. Сравнение показателей высшего образования в России и в странах мира // Экономика, Статистика и Информатика. 2011. № 6. С. 3-6.
12. Нужна ли ученая степень. HeadHunter. URL: https://hh.ru/article/12128 (дата обращения 03.12.2019).
13. Зарплаты в научно-образовательном секторе разных стран: сравнительное исследование. URL: https://valchess.livejournal.com/127996.html (дата обращения 03.12.2019).
14. Андреев Е.М., Школьников В.М. Оперативная статистическая информация о населении: возможности и ограничения // Вопросы статистики. 2016. № 3. С. 72-82.
15. Опубликован доклад ЮНЕСКО по науке: России мешает «ресурсное проклятие». Новая газета, 10 ноября 2015 г. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/11/10/66307-opublikovan-doklad-yunesko-ponauke-rossii-meshaet-171-resursnoe-proklyatie-187 (дата обращения 03.12.2019).
16. Институт статистики ЮНЕСКО опубликовал данные о состоянии науки в мире. Гуманитарные технологии. Аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2006/08/24/108 (дата обращения 03.12.2019).
17. Бондаренко Н.В. Работодатели и система высшего образования. По данным Левада Центра // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 174-182.
Рецензия
Для цитирования:
Скуратов А.К., Зубарев А.П. Прогноз численности исследователей в Российской Федерации к 2024 году. Вопросы статистики. 2019;26(12):61-72. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-12-61-72
For citation:
Skuratov A.K., Zubarev A.P. Forecast of the Number of Researchers in the Russian Federation by 2024. Voprosy statistiki. 2019;26(12):61-72. (In Russ.) https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-12-61-72